postheadericon Супрунова Юлия Викторовна

Особенности развития мелкой моторики детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей.
Разнообразие двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом обусловлено

 рядом факторов, связанных со спецификой заболевания.

Но ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически прово-

дить специальную коррекционную работу.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает

умственную усталость. Развивая мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальней-

шем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и др.). Развитие мелкой моторики – коррекционно-развивающая работа не одного дня. Благодаря тренировкам, движения становятся уверенными и выполняются детками активнее. Для лёгкости запоминания упраж-

нения можно его придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

Методика проведения коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики:

— Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).

— Пальчиковая гимнастика.

— Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

Средства развития мелкой моторики:

— Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

— Упражнения с мячиками, шариками.

— Пальчиковая гимнастика.

— Пальчиковые игры.

— Игры с пластилином, тестом, глиной.

— Рисование, раскрашивание.

— Аппликация

— Игры с бумагой.

— Игры с конструктором, мозаикой.

— Игры с пуговицами – пуговичный массаж.

— Игры с крупами.

— Шнуровки.

— Игры со счётными палочками, спичками.

— Игры с песком и водой.

— Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.

— Игры с резинками, лентами.

— Штриховка.

— Куклотерапия.

— Пальчиковый театр.

— Игры с прищепками.

— Ниткография (ниткопись)

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихотворений:

«Сидит белка…»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Упражнение «Ёжик»

Ребёнок собирает пальцы рук в замок. Затем поочерёдно он то поднимает и выпрямляет  все пальчики

(ёжик проснулся), то их опускает, прижимает (ёжик заснул). Упражнение можно сопро-

вождать стихотворением:

«Ёжик маленький замёрз (прижать пальцы)

 И в клубок свернулся,

 Солнце ёжика согрело — (выпрямить пальцы)

 Ёжик развернулся!»

smart
smart

Конспект занятия по аппликации из бумаги в младшей группе «Весёлая елочка»

Цель:

— Учить наклеивать готовые формы на лист бумаги.

Задачи:

— формировать умения детей составлять изображение предмета из отдельных частей, учитывая их размер, форму;

— создавать условия для развития воображения, мышления, художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, координации движений пальцев рук;

— воспитывать аккуратность, усидчивость, вызывать интерес к творчеству;

Тип занятия – выполнение аппликации из бумаги.

Форма занятия – художественное слово воспитателя, накладывание – работа с цветной бумагой.

Продолжительность – 15-20 минут

Участники – воспитанники младшей группы «Ласточки»

Возраст воспитанников – 3-4 года

Оборудование и материалы: Новогодняя елка в группе, игрушка белочка, белый лист бумаги размером А4, готовая форма елочки, разноцветные круги из цветной бумаги, фломастеры, клей ПВА, кисточки, салфетки, фонограмма хороводной песни «Маленькой елочке холодно зимой».

Предварительная подготовка.

Беседа о новогоднем празднике и его атрибутике, рассматривание изображений ели на картинках, разучивание физкультминуток на тему «Новый год», отгадывание загадок, украшение елки в группе, рассматривание живой елочки.

Методы и приемы работы с детьми – загадка, беседа по картине, рассматривание игрушечной модели, накладывание – работа с бумагой.

  1. Ход занятия.

Дети стоят в группе возле новогодней елки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Я росла в лесу дремучем,

Поднималась к синим тучам.

Но теперь меня срубили,

И в игрушки нарядили (елочка).

Воспитатель: Верно, ребята! А зачем же елочку в игрушки нарядили?

Дети: Скоро Новый год.

Воспитатель: Правильно. Вот и мы с вами украсили нашу елочку. Полюбуйтесь, какая она красивая, нарядная, яркая. А кто к нам на новогодний праздник приходит?

Дети: Дед Мороз.

Воспитатель: Да, Дед Мороз приносит всем подарки и угощения. А вы, ребята, любите получать подарки?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: а я сегодня утром, когда шла в детский сад, встретила белочку. (Воспитатель вносит игрушку белку) Она очень грустная, потому что хотела всем своим лесным друзьям подарить на праздник новогодние открытки, но потеряла их. Поможем белочке сделать открытки, чтобы она перестала грустить и смогла всех поздравить с Новым годом?

Дети: Да, поможем.

2. Основная часть.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: А, чтобы наши пальчики хорошо потрудились, давайте их разомнем вместе с белочкой.

Пальчиковая гимнастика.

Вот сверкают льдинки, (Сжимать и разжимать кулачки)

Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями рук)

В гости Дед Мороз идет (Пальцы шагают по коленям)

Всем подарки он несет. (Потереть ладони друг об друга)

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем делать аппликацию «Ёлочку нарядную». Сейчас я вам покажу картинки с изображением наряженной ёлки.

Воспитатель читает стихотворение:

Приходил к нам Дед Мороз,

Ёлку зеленую принес.

Снеговик не растерялся,

Тут же в садик он помчался.

Эй ребята, помогите.

Нашу ёлку нарядите.

Давайте мы сами сделаем красивые ёлочки и подарим своим родителям на Новый год.

Приступаем к выполнению задания.

Ребята возьмем белую бумагу для основного фона. Берем нашу зеленую ёлочку и приклеиваем на бумагу.

Продолжаем клеить дальше.

 (Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы клей не попал в глаза или рот)

3.Практическая деятельность детей.

(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь тем детям, которые затрудняются в наклеивании елочки.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые у вас елочки получились, и белочка наша улыбаться начала. Она приглашает вас отдохнуть вместе с ней.

4. Физкультминутка «Елка»

Горит огнями елочка, под нею тени синие, (Поднять руки вверх)

Колючие иголочки, как будто в белом инее. (Опустить через стороны вниз)

Огни на елке яркие повсюду зажигаются. (Наклоны вправо-влево)

Во всех домах по всей стране ребята улыбаются! (Улыбаясь, шагать на месте)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего не хватает нашим елочкам?

Дети: Игрушек!

Воспитатель: Давайте украсим наши елочки разноцветными шариками. Возьмите разноцветные кружочки и украсьте нашу елочку шариками-фонариками. (Дети выполняют задание)

Воспитатель:

Что за чудо, чудо-ёлка!

Все зелёные иголки

В бусинках, фонариках,

В разноцветных шариках!

Ребята, какие красивые елочки у вас получились! (Открытки вывешиваются на доску)

5. Заключительная часть.

(Берет в руки игрушку белочку)

Белочка вам говорит спасибо, теперь она всех друзей сможет поздравить с праздником и подарить новогодние открытки. Ребята, а вы рады, что смогли помочь белочке? (Ответы детей) Давайте встанем в хоровод вместе с белочкой и споем песню «Маленькой елочке холодно зимой».