postheadericon Воспитатель Коробко Валентина Дмитриевна

Консультация для родителей ДОУ «Закаливание дошкольников».

Закаливание детей дошкольного возраста

Консультацию подготовила воспитатель Коробко В. Д.

Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. 

Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.

Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.

Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.

Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.

Чтобы получить положительный эффект, необходимо:

1.Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.

2.Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.

3.Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.

Существуют 3 основных способа закаливания детей:

1. Закаливание воздухом.
2. Закаливание водой.
3. Закаливание солнцем.

И конечно же не нужно забывать об утренней гимнастике и гимнастике после сна.

Утреннюю гимнастику и гимнастику после сна проводят в теплое время года при одностороннем проветривании.

В холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом — на открытом воздухе.

Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

Закаливание детей воздухом

Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка.чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.

Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры). Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.

Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.

Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.

Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.

Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

Закаливание детей водой

Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.

Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. 

Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину.

Обливание. Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.

Более сильное действие оказывает общее обливание. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.

Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.

В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

Закаливание детей солнцем

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.

Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.

Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев .

Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямыелучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.

Желаем вам не болеть и посещать детский сад!

bright spring with rainbow

Доклад  Сила родительского примера

Главную роль в воспитании ребенка играет воспитательная сила семьи, родительский пример.

Семья становится коллективом, в котором ребенок получает первые уроки гуманизма, трудолюбия, гражданственности.

Мама. В этом слове заключено все самое светлое, самое святое, что человек бережет в сердце до конца своих дней. Ребенок растет, хранит любовь и верность матери. Он воспринимает материнскую любовь как нечто совершено естественное, как дневной свет, как дыхание, как утоление жажды. Проходят годы, человек становится взрослым, но по-прежнему хранит его великая любовь и великая преданность матери…

Самые лучшие «звездные часы» в жизни матери связаны для нее с ее ребенком. О нем все ее мысли, разговоры. Всю жизнь она помнит его первую улыбку, первые слова. Счастье материнства, высокое и чистое счастье…

Велика и бескорыстна любовь матери. Вдохновенные слова об этой любви написал В. Г. Белинский: «Мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, любит всем существом своим. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. Ее высочайшее счастье видеть вас подле себя, а она посылает вас туда, где по ее мнению, вам веселее; для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами».

Повседневны и просты материнские заботы; одеть, обуть, накормить малыша, купить ему учебники, сходить на родительское собрание, строго поговорить с сыном или дочерью, если они в чем-то провинились. А все вместе заботы складываются в подвиг.

Еще ни один ребенок не появился на свет без мук. Ни один ребенок не провел свое детство без болезней, а, сколько это бессонных ночей! Материнские заботы о детях – это постоянная, бессменная вахта. Сколько доброты и любви и сколько мужества нужно иметь матери, чтобы воспитать сыновей и дочерей настоящими людьми!

Материнский труд – это труд в результате которого создается главная ценность общества – люди. «Мама! Какое это солнечное слово! Есть ли на свете слово прекраснее и нежнее! – пишет одна из учениц. – У мамы добрые и ласковые руки, верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь к людям, оно никогда не остается ни к кому безразличным.

И сколько б ни было мне лет, пять или пятьдесят – мне всегда будет нужна мама, ее ласка, ее взгляд. Чем больше моя любовь к маме, тем светлее и радостнее моя жизнь.

Мама – мой первый наставник. Когда я была маленькая, то летела к ней со слезами, если меня кто-нибудь обижал. Открывала ей боль своей души.

Мама всегда найдет слова утешения. Ее нежность и ласка украшают мою жизнь. Среди всех людей на свете для меня нет лучше моей мамы. Я очень сильно ее люблю».

Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, наш добрый взгляд. Потом узнает, как мы ловки, быстры в домашних делах, дружелюбны и приветливы с людьми.

А когда ребенок становится старше, его начинает интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.

Пример родителей – самый убедительный пример, с которым когда-либо сталкивается ребенок, потому что этот пример постоянно у него перед глазами, и он, хочет этого или нет, впитывает в себя образцы поведения, свойственные отцу и матери.

Приведу несколько примеров:

«С чувством нежности и благодарности я всегда думаю о своих родителях. И чем дальше уходит детство, тем острее это чувство. Считаю, что мне повезло в жизни – ведь родителей не выбирают»

становление человека – процесс постоянный, но, то, что закладывается в отчем доме, остается на всю жизнь, и я очень благодарна родителям за то, что увидела мир их глазами. Для меня и брата, родители были и будут жизненным образцом. Очень заботливый и внимательный к людям, отец одновременно был и принципиальным на работе. Человек кристальной честности, исключительной скромности. Добрая и чуткая наша мама была опорой семьи, к ней тянутся люди. Родительский дом мы в шутку называем «дом открытых дверей».

Дети все видят, все подмечают, всему учатся у нас, у нас берут пример уважительного, а порой благоговейного отношения к труду. На нашем примере они учатся не тяготиться никакой работой, с глубочайшим уважением относиться к результатам человеческого труда.

Родители сами должны жить полной сознательной, нравственной жизнью. А. С. Макаренко главный секрет воспитания видел в том, что «родители должны быть не только отцом и шефом детей, но должен быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель».

Чтобы воспитывать детей настоящими людьми, семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью нашего общества.

Именно в неразрывность связи с обществом – основа воспитательной силы семьи.

Главный фактор успешного семейного воспитания – гражданское поведение, сознательность и ответственность родителей, нравственная высота их дел и поступков. Успех воспитания обеспечен, если отец и мать – неутомимые труженики, отзывчивые люди, активные граждане, если детей они рассматривают как младших членов своего дружного семейного коллектива. Коллектива, в котором каждый, именно каждый является предметом всеобщего уважения и заботы, и в котором у всех вместе есть одна общая забота – о Родине.

Велика сила родительского примера. Но почему не так уж редко приходится сталкиваться с фактами, когда у хороших родителей вырастают черствая дочь, эгоистичный сын?

Случается это чаще всего потому, что некоторые родители мало времени проводят с детьми, не раскрывают им свой внутренний мир, не посвящают их в свои интересы. Как показали исследования только 28 до 50% отцов и матерей проводят досуг с детьми.

Чем больше у взрослых и детей общих дел, увлечений, тем глубже их влияние на сына и дочь, тем действеннее сила их примера.

«Отец для меня – моя радость, моя гордость, пример во всем. Его любят и уважают» — так говорит о своем отце одна из учениц моего класса.

Очень важно, о чем родители говорят со своими детьми. Их отношение к детям принимает часто характер сугубо практический, сугубо деловой.

Если мы держим душу наглухо закрытой от детей, они и сами не спешат распахнуть перед ними мир своих мыслей и чувств и становятся для нас книгой за семью печатями. В результате мы не знаем их, а они не знают нас. А, не зная, не могут усвоить и то самое лучшее, что есть в родителях. Дети должны знать в родителях все: об их детстве, юности, о том, как они познакомились, какие трудности встречались на их пути. Свои поступки они сопоставляют с фактами их биографии, стремясь и сами подняться на ту нравственную высоту, которую постигли родители.

Интересно, что о матерях дети пишут в основном так: «Моя мама очень добрая, ласковая, она всегда меня понимает».

А об отце непременно пишут: «Папа у меня очень хороший. Очень строгий».

Строгий – это обязательное положительное качество отца, которое в глазах детей является показателем того, что у них хороший, настоящий отец.

Ребенку нужна и материнская ласка, и отцовская требовательность. Какое счастье – иметь любящих тебя отца и мать!

Именно у отца учатся сыновья смелости, выдержке, верности в дружбе, рыцарству и любви, мужскому достоинству.

Все, что есть в нас самого лучшего, — все это воспитано школой, всей жизнью страны, воспринято от родителей. И это духовное наследие передается от дедов к отцам, от отцов – к сыновьям, от сыновей – к внукам и правнукам.