postheadericon Воспитатель группы компенсирующего вида Шибаева Анастасия Юрьевна

Консультация для родителей: «Развитие речи детей младшего возраста»


В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности — в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.
В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.
Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном), наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.
Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.
Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).
Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

Трудовые поручения в средней группе

«Уборка сухих цветов, листьев, иголок»

Цель: Продолжать формировать навыки работы с граблями и ведерками. Продолжать воспитывать у детей чувство справедливости, правильно распределять интересную и малоинтересную работу, учить детей доводить дело до конца.

Театрализованное представление по мотивам сказки»Жихарка»

1 МУЗЫКА: ЗАХОД ДЕТЕЙ

2 МУЗЫКА: СЛОВА АВТОРА

Вед: Давным-давно жили-были кузнецы — кот и воробей. Ковали они разные полезные вещи и отвозили их на ярмарку продавать…

3 МУЗЫКА: ВЫХОД КОТА И ВОРОБЬЯ

4 МУЗЫКА: СЛОВА АВТОРА

Вед: И была у них маленькая хорошенькая девочка Жихарка — так они ее звали. И эта Жихарка страсть как любила во что-нибудь играть и играла она с утра до ночи…

5 МУЗЫКА: ВЫХОД ЖИХАРКИ

Кот: Хватит Жихарка играть — спать пора!

Жих: Не хочу спать, хочу играть…

Вор: Все, Жихарка, время позднее, ночь на дворе, все спать легли и ты ложись…

6 МУЗЫКА: УКЛАДЫВАЮТ ЖИХ СПАТЬ

Кот: А я тебе сказку почитаю: в одном селе жила девочка чумазая. Страсть как не любила она мыться. Все у нее было грязное прегрязное. Каждый день мама говорила, что бы она помылась, а девочка не слушалась… Вот решила она себе однажды кашу сварить… Поднесла огонь к печки и тут из печки выбежал Бабайка черный и лохматый и стал ловить чумазую и непослушную девочку к себе…

Жих: (засыпая) Уходи Бабайка — я послушная…

Вор: Вот и хорошо — уснула, можно и дух перевести. (уходят)

Жих: (потягивается на кровати, просыпаясь, затем кричит) Я — Бабайка, я — Бабайка!!!

Заходят кот и воробей, успокаивают Жихарку

Кот: Хватит, Жихарка, шалить. Мы на ярмарку поедем, а ты за хозяйку остаешься.

Вор: А мы тебе с ярмарки гостинцев привезем.

Уходят и поют частушки.

7 МУЗЫКА: ЧАСТУШКА ВОРОБЬЯ

8 МУЗЫКА: БЕЖИТ ЗАЯЦ, ПОТОМ ЛИСА

Жих: Заяц-заяц, давай поиграемся…… Лиса-лиса, давай поиграемся…….

Лиса не поймала зайца и увидела Жихарку и говорит:

Лиса: Ммммм, какая румяная девочка у кота и воробья живет… А съем-ка я ее, пожалуй! Только бы она тоже в свою норку не запрыгнула…

Лиса хватает Жихарку и тащит ее за собой.

9 МУЗЫКА: ИГРА ЖИХАРКИ С ЛИСОЙ

Жих: Ой, щекотно, щекотно! Пусти меня лисаааааааааааа!!!

Кот и воробей услыхали, что Жихарка кричит и пошли к лисе.

Лиса: (испуганно) Аааааа, не ваша ли девочка на мосту балуется??? А? Ну ладно…

Кот и воробей ведут Жихарку домой и приговаривают:

Кот: Жихарка, запри дверь.

Вор: И лисе не открывай.

Кот: А то ходят тут, понимаешь…

Вор: …всякие!

10 МУЗЫКА: ЧАСТУШКА ВОРОБЬЯ

11 МУЗЫКА: СЛОВА АВТОРА

Вед: А лиса — такая-сякая — подождала, пока кот и воробей подальше от дома отойдут и опять к Жихарке побежала. И вот ходит лиса под окном и думает, как же Жихарку из дома выманить… А Жихарка сама лису в окошко увидала и говорит лисе:

Жих: Мне кот и воробей не велели тебе дверь открывать.

Лиса: А я это… С тобой поиграться хотела…

Жих: Да? А во что играть будем???

Лиса: (думает) Играть будем…

Жих: А давай, как ты с зайцем играла, в догонялки. Я буду заяц, а ты — лиса. Догоняй!!!…

12 МУЗЫКА: ИГРА ЖИХАРКИ С ЛИСОЙ

Лиса подкладывает Жихарке морковку и пока она ее поднимает, хватает девочку и тащит за собой. У Жихарки морковка падает и она начинает кричать лисе:

Жих: Эй, лиса, морковка упала! МОРКОВКА УПАЛА!!!

Жихарка кричит это так громко, что кот и воробей ее услыхали и с саблями прилетели спасать Жихарку.

13 МУЗЫКА: КОТ И ВОРОБЕЙ БЕГУТ К ЛИСЕ

Кот: Ну мы тебе, лиса, хвосты-то поотрубаем!!!

Вор: Поотрубаем!!!

Кот и воробей ведут Жихарку домой, а она им объясняет.

Жих: А я ей дверь не открывала, мы с ней просто играли…

Кот: Жихарка, с лисой играть нельзя!

Вор: Она тебя обманет, украдет и съест!

Кот: А не будешь слушаться — придет Бабайка и съест!

Жих: Поняла???

Жих: Ага!

Кот и воробей смотрят по сторонам не видать ли лисы.

Вор: Вроде, не видать…

Кот: Видать хорошо мы ее напугали саблями. Поехали, а то вся ярмарка закончится…

Кот и воробей уходят.

14 МУЗЫКА: СЛОВА АВТОРА

Вед: На этот раз лиса дождалась, когда кот и воробей ушли далеко-далеко от дома, чтобы они не услышали эту девочку. Сама одела маску зайца. Снова подошла к избушке Жихарки и постучалась.

Жих: Это кто?

Лиса: Это зайчик-побегайчик.

Жих: А зачем?

Лиса: Поиграться. Ты же сама меня просила.

Жихарка выходит из дома. Оглядывается.

Жих: А лисы поблизости нет?

Лиса: Вроде нигде не видать.

Жих: А давай как ты с лисой играл: я буду лиса, а ты заяц. Давай, беги от меня! (лиса стоит, не верит своему счастью) Беги, ЗАЯЦ!!! А-а-а-а-а-а!!!!!!!

15 МУЗЫКА: ИГРА ЖИХАРКИ С ЛИСОЙ

Жихарка бежит за лисой вроде бы даже поймала ее. На самом деле, это лиса хватает девочку и тащит к себе.

Жих: Эй, заяц, заяц, а я тебя поймала, поймала! Ой… (отрывает заячий хвост)

Лиса: А я вовсе и не заяц и не заяц!

Жих: А-а-а-а-а-а!!!!!!!! Кот, воробей, помогите!!!!!!!! Меня лиса украла!

Лиса приносит девочку в дом и сажает на лавку, а та продолжает кричать:

Жих: Украла, украла, меня лиса украла! Украла, украла, меня лиса украла!

Лиса: Хватит орать!

Жих: Не хочу, чтоб ты меня кушалааааа!

Лиса: Да не буду я тебя кушать!

Жих: Не будешь?!

Лиса: Мы просто с тобой поиграем, в это… калачики.

Жих: Может быть куличики?

Лиса: Нет в калачики. Ты тут посиди, а я быстро.

Лиса снимает заслонку с печки.

Жих: А как в калачики играть?

Лиса берет в руки лопату и начинает объяснять.

Лиса: Калачик садится на лопату…

Жих: Ух, ты! (садится на лопату)

Лиса: А потом его суют в печь.

Жих: А че потом?

Лиса: Потом закрывают заслонкой печь и….. (срывает с печки листок с рецептом, читает)… ждать 5 минут до полной готовности. Ну давай, давай сворачивайся калачиком.

Жих: А как это, я не умею сворачиваться.

Лиса: (злится) Как, как! Елки, поем я сегодня когда-нибудь?!! Держи лопату! Показываю: надо на лопату улечься, лапки поджать, вот так свернуться, мордочку спрятать. Понятно?

Жих: Да, поняла. Калачик на лопате, его суют в печь, закрывают заслонкой, ждать 5 минут до полной готовности.

Ой, скоро кот и воробей вернуться, гостинцев привезут: калачиков-куличиков. Лиса, мне домой пора, завтра доиграем…

Лиса в печке кричит от боли.

Лиса: Ой, горю! Ай, горю! Ой, куличик, ай, калачик!!!

Жихарка останавливается, оглядывается по сторонам.

Жих: Уууу, а я дороги домой не знаю…

Тут лиса выскакивает с криками из печки. Вся в перепачканная сажей.

Лиса: А-а-а-а-а-а!!!!!!!!!!!!

Жих: Ой, Бабайка пришла: я кота и воробья не послушалась, я с лисой играла. Меня Бабайка утащит…

16 МУЗЫКА: БЕЖИТ ОТ БАБАЙКИ

Жихарка бежит от лисы, а та за ней. Жихарка прибегает в свой дом, а лиса стучится — пытается открыть дверь. Тут появляются кот и воробей. Стоят и удивляются…

17 МУЗЫКА: ПРИХОД КОТА И ВОРОБЬЯ

Вор: Это чего, лиса?

Кот: Лиса, лиса… Опять ты лиса за свое… Щас мы из тебя сажу-то повыбиваем.

Вор: Повыбиваем!

Кот и воробей засучивают рукава и наступают на лису…

Лиса: Ох, несчастная я! Голодная (плачет) и что это за жизнь-то такая! Ой головка моя бедовая. Сирота я, сиротинушка…

Уходит от домика причитая. С другой стороны, ничего не подозревая, ей на встречу идет заяц и жует морковку. лиса и заяц сталкиваются друг с другом. Немая сцена, а потом лиса гноиться за зайцем, а заяц от нее.

Жих: (вслед убегающей лисе) Это Бабайка побежала. Она у лисы в печке живет.

Кот: (грозит Жихарке пальцем) А мы тебе с ярмарки калачики привезли

Жих: Ой, калачик, калачики! Идем скорее кушать калачики!!!

Жихарка жует калачики и рассказывает:

Жих: А Бабайка приходила, потому что я с Лисой играла. А меня лиса не собиралась кушать, она калачиком была. Только мы с ней не доиграли. А Бабайка хотела к себе в печку утащить. А печка у лисы дома такая чумазаяяяя!.. И тараканы огромные бегуююють!..

Кот и воробей слушают Жихарку, гладят по головке, потом все вместе уходят.

18 МУЗЫКА: СЛОВА АВТОРА

Вед: С тех пор лиса больше Жихарку не воровала. Уж больно много хлопот с этими Жихарками!.. Тут и сказочке конец, а кто слушал — МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!

Консультация для родителей : «Что читать детям»

Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками овладеть. По мнению многих авторитетных психологов и педагогов дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям, уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос: «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!», «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть Зайчика нужно оставить жить на улице?

Именно на таких детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность. Еще в 19 веке русскими учеными доказано, что нравственность воспитывается только через культуру и искусство. И самым эффективным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы!

Очень важно!!! Каждую прочитанную книгу с ребенком необходимо обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о прочитанном. Даже если малышу всего 4 года! Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.

Еще одной из задач педагоги и психологи ставят умение детей в возрасте 4 — 5 лет выразительно читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их декламировать.

В возрасте 4 — 5 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоится в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень серьезный труд.

Список литературы для чтения, пересказов и заучивания наизусть:

Сказки:

Смоляной бычок

Зимовье зверей

Гуси-лебеди

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Жихарка

Два жадных медвежонка

Три поросенка

Привередница

Петушок и бобовое зёрнышко

Царевна лягушка

Снегурочка

Крылатый, мохнатый да масляный

Лисичка-сестричка и волк

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила» (отрывок)

Ш.Перро «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» и др.

В.Сутеев «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кто сказал «Мяу»?», «Раз, два, дружно!», «Петух и краски» и др.

Б.Заходер «Мишка-топтыжка», «Кит и кот», «Серая звёздочка», «Вини Пух», «Кавот и Камут», «Кискино горе», «Волчок» и др.

К.Чуковский «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ёлка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Радость» и др.

С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Пудель», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка про умного мышонка», «12 месяцев», «Шалтай-болтай», «Мяч», «Багаж» и др.

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

С.Михалков «Дядя Степа», «А что у вас?», «Рисунок», «Где очки?», «Трезр» и др.

В.Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота», «Хвосты», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил»,

Г.Х.Андерсон «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Калоши счастья», «Дикие лебеди» и др.

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Заплатка» и др.

В.Осеева «Хорошее», «На катке», «Сыновья», «Три товарища» и др.

З.Александрова «Елочка», «Таня пропала», «Мишкины соседи», «Дождик» и др.

Е.Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться», «Научу одеваться и братца» и др.

Г.Остер «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев» и др.

Бр.Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Храбрый портняжка»

Обрывная аппликация в средней группе на тему: » Ёжик».