postheadericon Воспитатель Амедова Эльвира Сейтумеровна

Педагогический стаж: 33 года

Должность: воспитатель

Курсы: 2017г. « Воспитание детей дошкольного возраста»

Образование: высшее, Ташкентский ГУ 1985 русский язык и литература

КРИЗИС   ТРЕХ ЛЕТ

Кризисы развития — это относительно короткие (от нескольких месяцев до года — двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных — стабильных и более коротких, бурных — критических, то есть кризисы — это переходы между стабильными периодами.

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как — то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм — в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность — крайняя форма самозащиты; замкнутость — неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов — не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 — 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная);
  • Пик упрямства приходится на 2.5 — 3 года жизни;
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых — до 19 раз);
  • Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь во время приступа что — то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» — подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Я сам!

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я — самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Консультация для родителей: «Безопасное лето с пользой»

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания, оздоровления и развития детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем.

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движения.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. Часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  • Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
  • В воде дети должны находиться в движении
  • При появлении озноба немедленно выйти из воды
  • Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Отдых, который несет развитие – становится еще полезнее.

Лето – это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, но у всех есть возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры – полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы.

Гуляя в парке, у реки, да и просто во дворе можно найти множество предметов и объектов живой природы, чтобы их описать, составить предложение, придумать рассказ или развить мелкую моторику.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснять, повторять несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, голоса птиц, звуки ветра, дождя и т.д. это развивает слуховое внимание.

Отдыхая на пляже, либо в парке можно организовать экспериментальные опыты, с изучением свойств воды, песка, травы, росы. Подобные занятия расширяют не только кругозор ребенка, но и пополняют активный словарь существительными, прилагательными, глаголами.
Игры и упражнения можно придумывать взрослому самому и предлагать их ребенку, главное, чтобы любое задание несло в себе поучительную, обучающую цель.

Возьмите на заметку

Июнь. Наступила лето! Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку. Заколосилась в поле рожь, цветет брусника и шиповник, если увидеть улей, то в нем пчелы собирают мед с пыльцы растений.

Июль. Идет сенокос (косят сено), спеет черника, наливается клубника. А если сходить в лес за ягодами можно набрать целую корзину. Смотри! В парках лежит летом пушистый «белый снег»?! Это цветет тополь, а «летний снег» — это тополиный пух.

Август. Вода у берега в озере стала холодней. Это потому, что день стал короче, а ночи длинней. А солнце все-равно по-летнему греет. Месяц август дарит нам большой урожай фруктов, овощей и вкусных ягод.

Поиграйте с детьми:

«Назови деревья». Ребенок называет деревья, растущие во дворе (городе, лесу, парке, деревне). Совместно со взрослым рассматривают ствол, листья, определяют их цвет, форму, размер.

«Какая трава?». Обратить внимание ребенка на траву, на ее свойства и признаки. Дать ребенку возможность пощупать ее, сравнить между собой.

«Аромат». Предложить ребенку понюхать различные растения: цветы, траву, листья деревьев, кору. Это развивает чувство обоняния, а если ребенок будет подбирать к каждому аромату прилагательные, то расширится и активный словарь.

«Построй фигуру». Загорая на пляже или играя в песочнице, предложите ребенку построить замки: высокий, ниже и низкий. Прорисовать окошки определенного количества (формы). Пусть ваш малыш назовет все фигуры, пересчитает окна, двери. Сделает крышу заданной формы и т.д. Это способствует математическому развитию и навыку счета.

«Опыты с песком». Интересно для детей провести элементарные опыты с песком. Экспериментируйте, добавляя разное количество воды и главное описывайте весь процесс словами, используйте прилагательные и глаголы в зависимости от консистенции песка (сырой, мокрый, жидкий, сухой, лепится, рассыпается и т.д.)

«Построй дорогу». Предлагаем ребенку построить из песка дорогу для машин (в соответствии с размером машины). После построения обговорите, какая дорога: узкая, широкая, длинная, короткая и т.д. Какая машина сможет проехать по той или иной дороге, а какая нет, и почему?

«Что видишь?». Вы с ребенком по очереди называете определенные объекты природы (например, все зеленые, или круглые и т.п.).

«Назови признак». Предложить ребенку назвать признаки лета, воды, растений и т.д.

«Съедобное – несъедобное». При броске мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное.

«Жук и бабочка». Рассмотрите насекомых и найдите отличия: бабочка белая, желтая, крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка летает, жук ползает, летает, жужжит и т. Аналогичным способом можно сравнить другие объекты природы.

Проводя игры и упражнения с детьми, важно, чтобы дети отвечали полным ответом, верно проговаривали слова, правильно строили предложения и могли аргументировать ответ.

Старайтесь поощрять ребенка добрым словом, улыбкой, одобрением. Играйте больше, будьте с ребенком позитивны и радуйтесь его успехам.

Приятного отдыха!

Как приучить ребенка к самостоятельности.

Любым  родителям  хочется уберечь свою кроху от всяческих невзгод, защитить от всего, что может ему угрожать. Но, с другой стороны, они прекрасно понимают, что ребенок должен быть в той или иной мере самостоятельным, чтобы в дальнейшем он сам мог справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Также важно, чтобы он умел нести ответственность за те или иные свои поступки, ставить перед собой цели и достигать их, а также делать выбор. Поэтому вопрос «как научить ребенка быть самостоятельным» актуален для всех родителей.

Детская самостоятельность – качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от ее количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребенка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям.

Темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье существенно влияют на темп становления самостоятельности. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 – общение со сверстниками.

Если ребенок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

Ошибки при воспитании самостоятельности.

  1. Мама и папа стремятся слишком сильно опекать малыша.
  2. Родители считают, что малыш должен всему учиться сам, без какой-либо помощи, забывая о том, что каждый приобретенный навык для ребенка – большое достижение. Его нельзя оставлять без внимания
  3. Взрослые порой забывают, что учение не всегда дается легко. Стремясь сэкономить время, они в конце концов все делают за ребенка сами.

Организация самостоятельной деятельности детей не любит спешки.

Советы, которые помогут воспитанию самостоятельности.

  1. Не пресекайте попытки малыша сделать что-то самостоятельно.  Обязательно поощряйте его.
  2. Если малыш плохо справляется с чем-то, не рвитесь это делать за него. Вместе с ним отточите навыки.
  3. Осваивайте новые навыки в игровой форме.
  4. Определите обязанности ребенка. Обязательно следите за тем, как ребенок выполняет свои обязанности. Не поддавайтесь на капризы. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно
  5. Объясните ребенку об ответственности при выполнении  своих обязанностей.
  6. Давайте ребенку возможность выбора и принятия самостоятельных решений.
  7. У ребенка должен быть режим дня
  8. Просите ребенка о помощи. Поощряйте его.
  9. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать.
  10. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности.

Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности.

Если ребенка научить самостоятельности с самого детства, это решает много проблем: не стоит переживать за него, оставляя одного дома, вы всегда будете уверены в том, что ваше чадо правильно оденется в школу, сможет самостоятельно позавтракать и в дальнейшем, он будет научен мыслить и думать, не прибегая при любой необходимости к помощи родителей, бабушек и дедушек.Позвольте ребенку решать свои вопросы самостоятельно, если увидите, что у него это не получается, постарайтесь натолкнуть на правильный вывод, но ни в коем случае, не делайте это вместо него.

Методические приёмы в работе с детьми пятого года жизни

На занятиях в средней группе используются наглядные, словесные, практические, игровые и поисковые (эвристические) приёмы.

Наглядные приёмы

Среди наглядных приёмов в средней группе наиболее популярны показ образца, демонстрация наглядного материала, показ порядка выполнения действий.

Показ образца в средней группе имеет свои особенности. Младшие дошкольники выполняли изделие (рисунок, поделку, постройку) по образцу, который постоянно находился у них перед глазами, повторяя уже готовое без изменений. Поскольку у четырёхлетних малышей начинает развиваться не только фантазия и воображение, но и желание выразить свои эмоции, переживания, в том числе в изобразительной деятельности, им не нужно ограничиваться воспроизведением одного образца.

Чтобы стимулировать детей к творчеству, воспитатель должен дать несколько вариантов изображения одного и того же объекта (гриба, матрёшки, тарелочки и т. д.) или непременно сделать акцент на том, что все художники обладают богатой фантазией, и каждый из детей имеет право нарисовать, слепить, изготовить аппликацию, не обязательно точно повторяющую образец. Детей, проявивших фантазию и креативность, следует обязательно похвалить при анализе работ после занятия, чтобы стимулировать тягу к творчеству и самовыражению у более робких сверстников: «Молодец, Лёша, как здорово придумал: нарисовал жучка на грибе. А на моём рисунке жучка не было. У тебя фантазия, как у настоящего художника!» Также следует поощрять стремление детей дополнить изображения, конструкции деталями для украшения, однако не забывая о чувстве меры и вкусе.

Демонстрируя иллюстративный материал, картины, предметы, макет изучаемого объекта или явления, нельзя забывать о требованиях научности и природосоответствия. Для занятий по ознакомлению с социумом и миром природы следует отбирать изображения, повторяющие естественные пропорции, цвета, размеры существующих предметов и живых объектов.

Например, нельзя выставлять на демонстрационное полотно две картинки, на которых курица и цыплёнок имеют одинаковые размеры. Не все дети были в деревне и видели живую курицу с потомством, поэтому у них может сложиться неверное представление о животных. Лучше внести картину «Курица с цыплятами» или скачать из интернета картинки, на которых животные будут иметь более правдоподобные размеры. Это же требование касается и подбора игрушек для занятия: если на ознакомление с природой приходит лисичка, белка, зайчик, чтобы пригласить детей в лес, то эти игрушки должны выглядеть естественно. На занятие по ФЭМП, чтению литературы могут приходить необычные зверята, к примеру, розовый слонёнок или мишка в одежде, но воспитатель должен отметить, что эти зверята пришли из сказки.

Наглядные материалы, предлагаемые детям для природоведческих игр, должны максимально соответствовать естественным

Показ порядка выполнения действий используется, когда детям предстоит выполнить достаточно сложные действия (посадку лука, поделку из нескольких частей). Такой показ обычно выполняется поэтапно: когда дети выполнят часть работы, воспитатель показывает следующий этап, обязательно сопровождая пояснением и демонстрацией результата (готового изделия).

Словесные приёмы в работе с детьми средней группы

В связи со стремительным развитием мышления и речи детей, словесные приёмы начинают играть более важную роль на занятиях, чем годом ранее. Самыми действенными и широко используемыми являются рассказ педагога, чтение литературных произведений, беседа и устная оценка.

Рассказ педагога имеет очень большое влияние на детей. Воспитанники пятого года жизни начинают воспринимать не только как человека, который заботится о них в детском саду и организует игры, но и как источник новых знаний, интересной информации. Становится заметным познавательный мотив общения со взрослым. Ребятишки охотно отзываются на предложение «Я вам расскажу, а вы послушайте», но долго сосредоточенно слушать они ещё не умеют, устают и отвлекаются. Рассказ должен быть не слишком длительным (не более 4–5 минут), желательно сопровождать его иллюстрациями, показом слайдов или предметов. Например, рассказывая об овощах, педагог показывает их, даёт детишкам понюхать, как пахнут нарезанные овощи, попробовать некоторые на вкус. Такое «подкрепление» наглядностью оставит яркие впечатления у малышей и в следующий раз они воспримут предложение послушать рассказ с ещё большей охотой.

Нельзя забывать о выразительности речи и эмоциях рассказчика. Воспитатель должен передавать своё отношение к рассказу и тоном голоса, и мимикой. Это же касается и чтения художественной литературы: талантливый, увлечённый своим делом педагог обычно и хороший рассказчик, и его отношение к произведению может положительно повлиять на интерес детей к чтению. Изменяя голоса персонажей, понижая и повышая тон, воспитатель может удерживать внимание маленьких слушателей и дольше, чем на 5 минут.

Использование художественной литературы, малых фольклорных форм — эффективный и яркий приём, который нравится детям и приносит несомненную пользу. Применяя на занятии потешки и пестушки, загадки, пословицы и поговорки, колыбельные, воспитатель не только способствует развитию речевого аппарата и расширению кругозора детей, он также приобщает их к культурному наследию народа, к сокровищнице народной мудрости.

Нет более благодарных и искренних слушателей, чем дети, при условии мастерства воспитателя как чтеца

Беседа — один из самых широко используемых и действенных методов и обучения, и воспитания. В беседе ребёнок имеет возможность поделиться с товарищами и педагогом своими впечатлениями о большом и интересном мире, который открывается перед ним по мере взросления. Годом ранее дошкольники были сосредоточены на себе, своей семье, теперь же они интересуются явлениями общественной жизни (профессии, отношения между людьми) и природы. И только в беседе ребёнок учится уважать чужое мнение, слушать и понимать собеседника.

Для бесед с детьми пятого года жизни педагогу нужно подбирать такие темы и вопросы, которые бы не просто заставляли малышей воспроизводить усвоенные знания, а побуждали к размышлениям, умозаключениям. Очень полезными являются беседы с опорой на опыт детей: «Как вы думаете, весной листья снова вырастут на деревьях? Почему вы так решили? Кто знает, почему мороженое хранят в холодильнике? Какие ещё продукты нужно хранить в холодильнике? Зачем это делают? Можем ли мы назвать холодильник «домашним помощником»? Какие ещё приборы-помощники вы знаете? Можно ли детям самим с ними работать? Почему нельзя?»

Особое внимание в средней группе уделяют беседам на тему безопасности и нравственности, поскольку непоседливые исследователи-четырёхлетки нередко способны принести вред себе и окружающим, не желая того. В таких беседах дети узнают о том, какую опасность несут в себе вода, огонь, лекарства, бытовые приборы, острые предметы, бродячие животные и пр. Кроме того, важно донести до малышей, что их желание побольше узнать о живых обитателях парка, сада, клумбы, муравейника может принести вред этим существам.

Оценка как словесный метод становится актуальным в связи с тем, что дети начинают понимать и подмечать свои и чужие успехи и ошибки, способны критично отнестись к своим поступкам. Подводя итог занятия, педагог не только хвалит всех детей за старание, как в младших группах, но и уделяет внимание тем, кто выполнил задание лучше остальных, проявил активность, смекалку, креативность. На ошибки отдельных ребятишек указывать не следует, а вот общие недочёты можно разобрать сразу, выразив уверенность в их скором исправлении.

Давая негативную оценку, педагог может использовать приём переноса ошибки на сказочного персонажа: «Я заметила, Незнайка, что ты не умеешь правильно держать ножницы. Ребята, напомним Незнайке, как нужно обращаться с ножницами, чтобы не навредить себе и товарищам?» Это поможет избежать лишних обид, повысит внимание и активность детей: ведь они исправляют не собственные ошибки, а помогают любимому герою избавиться от них.