postheadericon Страничка педагога-психолога Таржимановой Ланы Игоревны

Таржиманова Лана Игоревна

педагог-психолог МБДОУ №3

Общий стаж работы — 22 года, работа в должности 9 лет.

Закончила Таврический национальный университет им. Вернадского г. Симферополь в 2006 году по специальности психолог.

мои фото

Инструктивно-методическое письмо

«О деятельности психологической службы системы образования Республики Крым

в 2018-209 учебном году»

 

Профессиональная деятельность педагогов-психологов системы образования Республики Крым в 2018/2019 учебном году осуществляется в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1) Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);

2) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренным Советом Федерации 26 декабря 2012 года;

3) Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

4) Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

5) Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.1.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения»;

6) Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятым на Всероссийском съезде практических психологов образования 26.03.2003 г.;

7) Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010);

8) Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

9) Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;

10) Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

11) Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (ред. от 16.07.2009);

12) Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;

13) Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

14) Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

15) Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

16) Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

17) Постановление Министерства здравоохранения РФ, Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, с изменениями, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.12.2008 № 72);

18) Постановлением Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вступили в действие с 01.09.2011);

19) Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 №867 (ред. от 10 03.2009 №216) «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

20) Приказом Минобразования и науки РФ от 22.10.99 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

21) Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

22) Инструктивно-методическим письмом Минобразования и науки РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)»;

23) Письмом Министерства образования и науки РФ № 06-971 от 07.07.2006 «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

24) Письмом Минобразования РФ от 18 апреля 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

25) Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»;

26) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

27) Приказом Росрезерва от 19.12.2008 № 172 «Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений»;

28) Решением Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 № 7/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального  образования»;

29) Письмом Минобрнауки РФ от 28.12.2007 № 06-1965 «Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)»;

30) Письмом ФСЗ от 26.07.1995 № П-3-11-1450 «О Службе практической психологии образования»;

31) Письмом Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»;

32) Письмом Минобрнауки от 10 марта 2009 г. N 06-224 «О рекомендациях «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»»;

33) Письмом Минобрнауки от 27 января 2009 г. N 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».

 

В условиях модернизации образования забота о психологической безопасности, здоровье школьников,  создании комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья, комфортной по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам, становится  обязательным  целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Особую роль в проектировании и организации образовательной среды образовательной организации, оценке содержания и результатов образовательного процесса приобретает целостная система психолого-педагогического сопровождения.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС)   привело к изменению содержания и методологического основания образования, превратив его по существу в образование психолого-педагогическое. Главной  социально-психологической особенностью  ФГОС является  учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии. Стандарт требует от образовательных организаций создания условий  для индивидуального развития всех обучающихся, воспитанников, в том числе и тех, кто особенно нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная организация должна создать условия для реализации развивающего  потенциала общего образования и обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развитие  творческих способностей учащихся и научить одному из главных умений – «умению учиться самостоятельно». При этом педагог должен овладеть принципиально иными,  по сравнению с традиционными,  средствами организации образовательного процесса, повысить свою психолого-педагогическую компетентность. В связи с этим возрастает роль педагогов-психологов в оказании методической поддержки, обучении педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования ориентирован на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов общего образования. В качестве основных образовательных результатов новый стандарт выделяет следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых разрабатываются  основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Технологии формирования и измерения указанных компетенцийстановятся основным предметом деятельности педагога-психолога, которая является необходимымэлементом системы управления образовательным процессом образовательной организации.

ФГОС в качестве результата образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества и условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Решение проблем воспитания и обеспечения развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества, в значительной степени обусловлено качеством диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы педагога-психолога как основного содержания психолого-педагогического сопровождения.

В настоящее время образовательное пространство государства рассматривается как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений его граждан. Общеобразовательная школа как социальный институт функционирует не изолированно, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации как семья, религия, культура, СМИ и др. Для осуществления такого партнерства школы с институтами социализации, и прежде всего, с семьей, необходимо посредничество. Эту посредническую функцию может выполнять школьная психологическая служба.

ФГОС определяет требования к коррекционной работе в образовательной организации, затрагивающие, прежде всего, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и задающие направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в целом. Необходимо, чтобы в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса принимала участие команда специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Требования  стандарта к организации коррекционной работы предусматривают:

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

— реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Введение стандарта второго поколения требует активного участия педагога-психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы: по  формированию универсальных учебных действий (УУД),  культуры здорового и безопасного образа жизни, в составлении программы коррекционной работы.

Таким образом, в условиях достижения  обновленных целей и задач образования психолого-педагогическое сопровождение выступает как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде,  как необходимый элемент системы управления образовательным процессом образовательной организации.

 

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации могут осуществлять:

— штатные специалисты – педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед;

— служба психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят педагог-психолог (один или несколько), учитель-логопед, социальный педагог, тьютор и др.;

— узкие специалисты, имеющие соответствующее образование, привлеченные по договору (медицинские работники, юристы).

 

 

 

 

Задачи психолого-педагогического сопровождения

  1. Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  2. Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития обучающихся с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
  3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
  4. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса –педагогов, родителей, обучающихся.
  6. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
  7. Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
  8. Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
  9. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.

Основные задачи деятельности педагога-психолога

  1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
  2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
  3. Проведение диагностических исследований по программе мониторинга требований ФГОС.
  4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
  5. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.

 

Основные направления деятельности

 

I. Работа с обучающимися и ученическими коллективами

Задачи

  1. Отслеживание психического развития конкретных детей, уровня сформированности универсальных учебных действий на отдельных возрастных этапах
  2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей обучающихся в образовательном процессе.
  3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
  4. Развитие психологической компетентности учащихся.
  5. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.

Основные виды деятельности

  1. Психолого-педагогическая диагностика сформированности универсальных учебных действий, участие в мониторинге реализации ФГОС.
  2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом.
  3. Психологическое обучение и просвещение школьников.
  4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.
  5. Диспетчерская работа.

 

II. Работа с родителями

Задачи

  1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
  2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.

Виды деятельности

  1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
  2. Информирование и просвещение родителей.
  3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.

 

III. Работа с педагогическим коллективом образовательной организации

Задачи

  1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития обучающихся.
  2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных обучающихся и ученических коллективов.
  3. Участие в проектировании и анализе уроков в соответствии с требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий.
  4. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию обучающихся.
  5. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.

Виды деятельности

  1. Проектирование и анализ уроков в соответствии с требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий.
  2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов.
  3. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
  4. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными обучающимися или ученическим коллективом.
  5. Методическая поддержка работы классного руководителя с обучающимися и родителями.

IV. Работа с  администрацией

  1. Задачи
    1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой образовательной организации, концепцией развития по реализации требований ФГОС.
    2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
    3. Виды деятельности
  2. Консультации с администрацией по вопросам деятельности педагога-психолога.
  3. Информирование администрации по психологическим вопросам.
  4. Совместное планирование.

IV.3. Необходимая управленческая поддержка деятельности педагога-психолога

1. Недопущение сокращения ставок педагогов-психологов.

  1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (педагога-психолога) по реализации ФГОС.
  2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и педагога-психолога (организация и поддержка управленческими решениями работы психолого-педагогических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.).
  3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями.
  4. Создание кабинета психолого-педагогического сопровождения, обеспечение необходимыми материалами и оборудованием для осуществления деятельности педагога-психолога.
  5. Получение письменного согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми.
  6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы.
  7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога, нейропсихолога, нарколога и т.д.).
  8. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.

IV. 4. Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога

  1. Обеспечение педагога-психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований в классах, работающих в условиях новых ФГОС.
  2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой педагогом-психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности.
  3. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям, которые обучаются в условиях новых ФГОС.
  4. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами.
  5. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.).
  6. Обеспечение методическими материалами для организации сотрудничества педагогов и педагога-психолога образовательной организации (консилиумов, совместных психолого-педагогических программ и проектов и т.д.).

 

Рекомендуемая литература

  1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (п/ред. М.Р. Битяновой). 2-е изд. – СПб: Питер, 2011 г. — 304 с.
  2. Микляева А. В. Я — подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии.– СПб: Речь, 2010 г. – 120 с.
  3. Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс»: Диагностическая и коррекционная работа. – СПб: Речь, 2006 г. – 320 с.
  4. Основы организации деятельности практического психолога образования / Е. Н. Азлецкая – Краснодар, 2008. – 230 с.
  5. Потапчук А. А. Диагностика развития ребенка. Шкалы и тесты для оценки уровня здоровья детей и подростков.– СПб: Речь, 2007 г. – 154 с.
  6. Психология современного подростка/ Д. И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 2008 г.
  7. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб: Питер, 2008 г. – 464 с.
  8. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. — М, 2010.
  9. Фурманов И. А.Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция.– СПб: Речь, 2009 г. – 480 с.
  10. Шевченко М. Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» — СПб : Речь, 2010 г. – 168 с.

 

Рекомендуемые периодические издания

  1. Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад».
  2. Журнал «Вестник практической психологии образования».
  3. Журнал «Образование в документах».

 

Рекомендуемые электронные ресурсы

http:// www.psyinfo.ru

http://www.psihologu.info

http://www.psychologos.ru

http://www.rospsy.ru

http://www.spb.samopoznanie.ru

http://www.psy.su

http:// www.flogiston.ru

http://www.vashpsixolog.ru

http://www.psiholog-school.narod.ru

http://www.psyedu.ru

http://www.psycheya.ru

http://www.psy_office.ru

http://www.psychologia.edu.ru

Родителям на заметку

В 5–6 лет у ребенка стремительно формируется произвольное поведение. Окончательно оно должно сформироваться к 7 годам, когда он пойдет в школу. Это значит, что сейчас ребенок начинает осознанно выполнять требования родителей и взрослых, сам предъявляет требования к себе и другим людям, проявляет самостоятельность. Если он хочет чему-нибудь научиться, то способен заниматься интересующим его делом более, чем полчаса непрерывно.
Ребенок стремится управлять своими эмоциями

что в 5–6 лет ребенок тяжело переключается с одной работы на другую, если он сильно чем-то увлечен
В 5–6 лет ребенок стремится сдерживать эмоции или скрывать их от посторонних. Это, конечно, удается не всегда
Труднее всего ему скрывать страх. В этом возрасте появляется страх смерти. Он прибавляется к уже существующим старым страхам темноты, одиночества, замкнутого пространства и сказочных персонажей.
Ребенок знает свою половую принадлежность
С пяти лет дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят менять ее. Старайтесь сделать так, чтобы в воспитании мальчика доминировал отец, а в воспитании девочки – мать.
Помните, что роль другого пола ребенок осознает в первую очередь в семье. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а сын – общаясь с матерью.
У ребенка развитое воображение и способность к творчеству
Если к пяти годам способность к творчеству находится у детей в самом расцвете, то после пяти с половиной лет она заметно угасает. Это происходит потому, что на смену правополушарному, творческому мышлению приходит левополушарное – логическое. От вас, дорогие родители, зависит не обесценивать развитие воображения ребенка. Иначе его вытеснит логическое мышление
В первой половине дошкольного детства воображение ваших детей было другим. На него влияли события, которые переживал ребенок, например, впечатливший рассказ или кинофильм. Теперь воображение возникает благодаря новой идее. Ребенок может создать воображаемый план ее реализации.
У ребенка меняется мышление, развиваются память и речь, способность ориентироваться

родителям обращать внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш
В 5–6 лет мышление ваших детей становится наглядно-образным, логическим. Раньше оно было предметно-действенное.
Активно развивается слуховая и зрительная память, пространственно-временная ориентация. Ребенок должен знать названия дней недели, времен года, времени суток, левую и правую стороны, верх и низ
и т. д.
Словарный запас к этому возрасту в среднем – четыре тысячи слов. Сравните: у взрослых словарный запас – от трех до пяти тысяч слов. К пяти годам ребенок способен произнести правильно почти все звуки речи. Также ребенок учится слышать и различать звуки речи, связно и выразительно говорить.
Ребенку нужно развивать мелкую моторику –
движения пальцами рук
Ребенок в 5–6 лет с удовольствием рисует, лепит, делает аппликации, но мышцы руки развиты пока еще недостаточно хорошо. Поэтому дома больше занимайтесь упражнениями и играми, которые помогут развить пальцы рук.

«Коррекция психологического здоровья родителей и детей в адаптационном периоде на разных ступенях образовательного процесса»

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.
Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья.
И. В. Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.
Поступление ребенка в детский сад – это первое серьезное испытание для психики малыша и его организма в целом. Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период детства. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Адаптация в детском саду

Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло три года — значит, ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья… Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад — необходимость, он — одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

В срок так в срок… И вы, как все, отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю… Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены этим. Ваш малыш почти неузнаваем, с ним что-то происходит, словно он вдруг «развивается назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю! По любому поводу истерики, Снова могут стать мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. И… не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает к вам в глаза. Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не желает подружиться. Воспитательницы жалуются на него. Целый день сидит один, не разговаривая даже с ними, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это.

А может быть в первые дни на вашего малыша оказывали свое действие и притягательность новизны, радость общения с другими детьми? Он был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети. Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства, небольшая группа детей, с которыми он находился вместе у няни или в яслях, прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не ждали.

Почему так не мил детский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся? Ведь в конце концов не подменили же малыша! «Подменили»… «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. У него период адаптации.

Что такое адаптация?

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга — поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом «третьем состоянии» между здоровьем и болезнью. Что-то сходное испытывали вы, когда были беременны. Но постоянно находиться в «третьем состоянии» нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.

Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени — отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак, разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь… Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

И вот вы именно в то время, когда ребенок остро в вас нуждается, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз — груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это «надорвет» его. И часть детей и в самом деле «надрывается», о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.