postheadericon Страничка учителя-дефектолога Таржимановой Ланы Игоревны

Таржиманова Лана Игоревна
стаж работы 10 лет

Особенности деятельности дефектолога в детском саду .

Некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду . Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Игра, как основной вид учебной деятельности у детей с ОВЗ

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности. В игровой деятельности — уже хорошо освоенной дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других. Включение игровых приемов в систему работы с дошкольниками обуславливают необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих воспитанников с ОВЗ отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно психической сферы. Одной из трудностей, с которой сталкиваются эти особые дети, является трудность усвоения любого образовательного материала, что приводит к снижению интереса к учебе. Поэтому особое значение приобретает вопрос о формировании познавательного интереса, активного деятельностного отношения к образовательному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок воспитанников.

Подборка игр на развитие основных психомоторных функций, способствует развитию мышлению, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Игра «Заяц — непоседа»

Цель: закрепить знания о расположении предметов в пространстве; понимание и употребление простых предлогов в, на, под, за.

Материал: две игрушки зайца, игровая мебель (полка, стол, стул).

Ход игры:

а) Два зайца, Ваш и ребенка, прыгают. Ребенок повторяет действия за Вами.

б) Вы говорите, куда запрыгнул заяц — вверх, вниз, а ребенок выполняет действие.

в) Действие наоборот: «А сейчас заяц прыгает сам, а ты скажешь, куда он запрыгнул».

г) Предложите спрятать зайца за шкаф, в шкаф, посадить на стол, стул, под стул и т. д.

Игра «Веселые ладошки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры:

Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько предметов находится на столе;

Взрослый медленно ритмично хлопает в ладоши — ребенок должен воспроизвести количество хлопков.

Примечание: сначала количество предметов и хлопков не должен превышать 3. Со временем количество и темп хлопков увеличивается.

Работа в песочнице Упражнение «Запутать охотника по следам».

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

 «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

 «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

 «Ползут змейки» — ребёнок расслабленными/напряжёнными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

 «Бегут жучки-паучки» — ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Чего не стало?»

     Ребёнку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернётся, один из предметов убирают или переставляют. От ребёнка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

Занимательная Математика для дошколят

Как научить ребенка считать и любить математику? Что можно сделать для того, чтобы облегчить процесс познания мира математики? Это не так уж и сложно, как может показаться. Надо лишь методически заниматься этим и создавать малышу все условия.

Прежде чем Вы начнете заниматься со своим малышом, прочтите несколько советов:

  • Маленький ребёнок не может длительное время сохранять одну и ту же позу, выполнять одно и тоже действие. Поэтому не надо сердиться, если Ваш малыш будет отвлекаться, сползать со стула на пол или вдруг задаст вопрос совершенно «из другой оперы».
  • Если Вы в своих занятиях будете использовать какой-то наглядный материал — карточки, картинки, игрушки, то познакомьте ребёнка со всем этим заранее. Это делается для того, чтобы во время занятия малыш не отвлекался от учёбы на разглядывание новых для него вещей.
  • Скорее всего Вы будете заниматься с малышом по какой-нибудь книге. Не старайтесь «пройти» её побыстрее и обязательно время от времени возвращайтесь к пройденному. Память малышей ещё очень не устойчива.
  • Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому используйте побольше игр, считалок и стишков.
  • Для занятий Вам потребуется счётный материал. В качестве такового можно использовать крупные пуговицы, игрушки из Киндерсюрприза, детали от Лего. Также понадобятся карточки с картинками. Для этого можно использовать наклейки.

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?

«Я считаю» (После прочтения стихотворения предложите ребенку выложить фигурки, похожие на животных или любые геометрические фигуры, затем сосчитать, сколько всего животных живет в зоопарке)

Все, что вижу во дворе я,
Все, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз,
Это-раз.
Чистит перышки сова,
Это — два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой — черепаха.
Серый волк улегся спать,
Это-пять.
Попугай в листве густой,
Он — шестой.
Вот лосенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять — это бегемот.
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать —
Надо снова начинать!

Мозаика из пуговиц — развивающая игра для детей

В 6 лет у детей происходит иннервация (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой). Становятся чувствительными верхние фаланги пальцев (подушечки).

Почему пуговицы?

Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета. Занятия с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики.
Вы можете купить такие пуговицы в любом магазине, а для первых занятий использовать запасы в вашем доме. Наверняка ваш шкафы хранят одежду, которую вы не носите. Спорите с нее пуговицы и можете приступать к занятиям.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  •  “Разложи картинки” (учить учитывать последовательность событий).
  • Оканчивание слов” (учить заканчивать слово по начальному слогу).
  • “Найди лишний предмет”, “Найди в ряду лишнюю фигуру” (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • “Творческий подход” (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • “Антонимы” (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: “тяжелый — легкий”, “сильный -слабый”, “легкий — тяжелый и др.).
  • “Уникуб”, “Лото”. “Домино”, пазлы, конструкторы.
  • Загадки.

Чего не хватает?

Цель: развитие способности детей на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Описание задания:учитель-дефектолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какой предмет должен быть в пустой клеточке”.

Сыщик

Цель: способствует развитию умения декодировать информацию.

Дидактический материал: Схема с изображением кабинета психолога. На схеме отмечен стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван. Крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания: Психолог говорит ребенку: “ На листочке нарисован план этого кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул. Этот прямоугольник — диван. Это — дверь. Это-шкаф. Это-окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти эту игрушку”.

Сравнение предметов

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

Описание задания: Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов:

1. Муха и бабочка.

2. Стол и стул.

3. Книга и тетрадь.

4. Вода и молоко.

5. Собака и белка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Нужно задать ребенку вопросы: “Ты видел бабочку? А муху?” После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: “Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем отличаются друг от друга?”

Четвертый лишний

Цель: развитие умения детей классифицировать предметы по существенным признакам.

Дидактический материал:5 карточек. На каждой карточке изображены

четыре предмета. Три предмета связаны между собой каким — либо общим признаком, а четвертый предмет — лишний.

Варианты карточек:

1. Сапог, тарелка, тапок, ботинок.

2. Вилка, тарелка, яблоко, кастрюля.

3. Яблоко, глуша, виноград, огурец.

4. Помидор, морковь, машина, картофель.

5. Шапка, машина, самолет, поезд.

Описание задания:Ребенку поочередно показывается каждая карточка. Психолог говорит: “Посмотри на эти предметы. Их — четыре. Три предмета -как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее. А четвертый предмет — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет. Если ребенок затрудняется, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

Четвертый лишний 2

Цель: развитие умения детей классифицировать предметы по существенным признакам.

Дидактический материал: 5 карточек. На каждой карточке изображены четыре предмета. Три предмета связаны между собой каким — либо общим признаком, а четвертый предмет — лишний.

Варианты карточек:

1. Огурец, капуста, пирожок, свекла.

2. Ручка, пенал, карандаш, фломастер.

3. Тетрадь, журнал, книга, газета.

4. Мальчик, девочка, мужчина, дедушка.

5. Лампа, свеча, торшер, фонарик.

Описание задания: Ребенку поочередно показывается каждая карточка. Психолог говорит: “ Посмотри на эти предметы. Их — четыре. Три предмета — как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее. А четвертый предмет — лишний. Назови и покажи липший предмет.

Сложи узор

Цель: развитию у детей способности к анализу и самоанализу, умению решать нестандартные задачи, расширению интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: Кубики Б. П. Никитина “Сложи узор”.

Описание задания:Ребенку предлагаются поочередно три первых картинки с нарисованными на них узором. Ребенок должен из кубиков выложить точно такой же узор.

Найди лишнее слово

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание задания:Ребенку читают серию слов, состоящую из четырех слов. Три слова — однородные, объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Варианты серии слов:

1. Храбрый, злой, смелый, отважный.

2. Яблоко, слива, огурец, груша.

3. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

4. Платье, свитер, шапка, рубашка.

5. Береза, дуб, сосна, земляника.

6. Мыло, мочалка, шампунь, веник.

Тонет — не тонет

Цель: на развитие способности выделять свойства предметов; развитие логического мышления.

Дидактический материал: Таз с водой. Пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный шарик и металлический шарик; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан.

Описание задания:Ребенку показывают пустой флакон и флакон, заполненный песком и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он “утонул”, потому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и металлический шарики и спрашивают: “Какой шарик тяжелее, а какой легче?”, “Какой шарик утонет, а какой — нет?”. Ребенок опускает шарики в воду. Тот же опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. Затем, ребенок, не беря в руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, а что тяжелее; какой предмет утонет, а какой — нет. Предметы опускаются в воду.

Угадай предмет

Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

Описание задания: дефектолог поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого предмета, изображенного на картинке. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это – теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того, как все картинки будут проанализированы, психолог забирает картинки себе. Затем он достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на этой картинке (ребенок картинку не видит). Ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

Мячик

Цель: развитию аналитического мышления.

Дидактический материал: мяч.

Описание задания:психолог говорит ребенку: “Ты будешь бросать мне мяч и называть любое слово, я должна бросить мяч тебе обратно и назвать слово, которое подходит к названному тобой слову”, например: тучка — дождик, хлеб — нож, конура- собака, варенье — банка и т.д.”.

Мостик

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Дидактический материал: 5 пар картинок. 1 пара: лес, гриб. 2 пара: книга, мальчик; 3 пара: ваза, цветы; 4 пара: плита, кастрюля; 5 пара: пуговица, иголка.

Описание задания: дефектолог показывает первую пару картинок и говорит, что эти две картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое бы, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками “лес” и “гриб” мостиком может быть слово “растет” (гриб растет в лесу и т.д.).

Аналогии

Цель: развитию аналитического мышления.

Дидактический материал: мяч.

Описание задания:психолог говорит ребенку: “Сегодня я буду бросать тебе мяч и называть любое слово, а ты должен бросить мяч мне обратно и назвать слово, которое подходит к названному мною слову.