postheadericon Страничка педагога-психолога Таржимановой Ланы Игоревны

Таржиманова Лана Игоревна

педагог-психолог МБДОУ №3

Общий стаж работы — 22 года, работа в должности 9 лет.

Закончила Таврический национальный университет им. Вернадского г. Симферополь в 2006 году по специальности психолог.

мои фото

Инструктивно-методическое письмо

«О деятельности психологической службы системы образования Республики Крым

в 2018-209 учебном году»

 

Профессиональная деятельность педагогов-психологов системы образования Республики Крым в 2018/2019 учебном году осуществляется в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1) Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);

2) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренным Советом Федерации 26 декабря 2012 года;

3) Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

4) Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

5) Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.1.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения»;

6) Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятым на Всероссийском съезде практических психологов образования 26.03.2003 г.;

7) Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010);

8) Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

9) Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;

10) Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

11) Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (ред. от 16.07.2009);

12) Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;

13) Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

14) Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

15) Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

16) Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

17) Постановление Министерства здравоохранения РФ, Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, с изменениями, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.12.2008 № 72);

18) Постановлением Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вступили в действие с 01.09.2011);

19) Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 №867 (ред. от 10 03.2009 №216) «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

20) Приказом Минобразования и науки РФ от 22.10.99 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

21) Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

22) Инструктивно-методическим письмом Минобразования и науки РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)»;

23) Письмом Министерства образования и науки РФ № 06-971 от 07.07.2006 «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

24) Письмом Минобразования РФ от 18 апреля 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

25) Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»;

26) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

27) Приказом Росрезерва от 19.12.2008 № 172 «Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений»;

28) Решением Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 № 7/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального  образования»;

29) Письмом Минобрнауки РФ от 28.12.2007 № 06-1965 «Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)»;

30) Письмом ФСЗ от 26.07.1995 № П-3-11-1450 «О Службе практической психологии образования»;

31) Письмом Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»;

32) Письмом Минобрнауки от 10 марта 2009 г. N 06-224 «О рекомендациях «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»»;

33) Письмом Минобрнауки от 27 января 2009 г. N 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».

В условиях модернизации образования забота о психологической безопасности, здоровье школьников,  создании комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья, комфортной по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам, становится  обязательным  целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Особую роль в проектировании и организации образовательной среды образовательной организации, оценке содержания и результатов образовательного процесса приобретает целостная система психолого-педагогического сопровождения.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС)   привело к изменению содержания и методологического основания образования, превратив его по существу в образование психолого-педагогическое. Главной  социально-психологической особенностью  ФГОС является  учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии. Стандарт требует от образовательных организаций создания условий  для индивидуального развития всех обучающихся, воспитанников, в том числе и тех, кто особенно нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная организация должна создать условия для реализации развивающего  потенциала общего образования и обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развитие  творческих способностей учащихся и научить одному из главных умений – «умению учиться самостоятельно». При этом педагог должен овладеть принципиально иными,  по сравнению с традиционными,  средствами организации образовательного процесса, повысить свою психолого-педагогическую компетентность. В связи с этим возрастает роль педагогов-психологов в оказании методической поддержки, обучении педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования ориентирован на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов общего образования. В качестве основных образовательных результатов новый стандарт выделяет следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых разрабатываются  основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Технологии формирования и измерения указанных компетенцийстановятся основным предметом деятельности педагога-психолога, которая является необходимымэлементом системы управления образовательным процессом образовательной организации.

ФГОС в качестве результата образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества и условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Решение проблем воспитания и обеспечения развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества, в значительной степени обусловлено качеством диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы педагога-психолога как основного содержания психолого-педагогического сопровождения.

В настоящее время образовательное пространство государства рассматривается как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений его граждан. Общеобразовательная школа как социальный институт функционирует не изолированно, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации как семья, религия, культура, СМИ и др. Для осуществления такого партнерства школы с институтами социализации, и прежде всего, с семьей, необходимо посредничество. Эту посредническую функцию может выполнять школьная психологическая служба.

ФГОС определяет требования к коррекционной работе в образовательной организации, затрагивающие, прежде всего, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и задающие направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в целом. Необходимо, чтобы в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса принимала участие команда специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Требования  стандарта к организации коррекционной работы предусматривают:

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

— реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Введение стандарта второго поколения требует активного участия педагога-психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы: по  формированию универсальных учебных действий (УУД),  культуры здорового и безопасного образа жизни, в составлении программы коррекционной работы.

Таким образом, в условиях достижения  обновленных целей и задач образования психолого-педагогическое сопровождение выступает как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде,  как необходимый элемент системы управления образовательным процессом образовательной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации могут осуществлять:

— штатные специалисты – педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед;

— служба психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят педагог-психолог (один или несколько), учитель-логопед, социальный педагог, тьютор и др.;

— узкие специалисты, имеющие соответствующее образование, привлеченные по договору (медицинские работники, юристы).

Задачи психолого-педагогического сопровождения

  1. Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  2. Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития обучающихся с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
  3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
  4. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса –педагогов, родителей, обучающихся.
  6. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
  7. Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
  8. Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
  9. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.

Основные задачи деятельности педагога-психолога

  1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
  2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
  3. Проведение диагностических исследований по программе мониторинга требований ФГОС.
  4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
  5. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.

 

Основные направления деятельности

 

I. Работа с воспитанниками

Задачи

  1. Отслеживание психического развития конкретных детей, уровня сформированности универсальных учебных действий на отдельных возрастных этапах
  2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей обучающихся в образовательном процессе.
  3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
  4. Развитие психологической компетентности учащихся

Основные виды деятельности

  1. Психолого-педагогическая диагностика  участие в мониторинге реализации ФГОС.
  2. Развивающая работа .
  3. Психологическое обучение и просвещение дошкольников.
  4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.

II. Работа с родителями

Задачи

  1. Повышение уровня психологической компетентности родителей .
  2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка в группе.

Виды деятельности

  1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
  2. Информирование и просвещение родителей.
  3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.

III. Работа с педагогическим коллективом образовательной организации

Задачи

  1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития обучающихся.
  2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных дошкольников.
  3. Анализ и проектирование социально-психологической среды группы, способствующей обучению и развитию обучающихся.
  4. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.

Виды деятельности

  1. Проектирование и анализ деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по формированию знаний, умений и навыков.
  2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с  воспитанием и психологическим развитием воспитанников .
  3. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
  4. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными обучающимися или группой.

IV. Работа с  администрацией

  1. Задачи
    1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой образовательной организации, концепцией развития по реализации требований ФГОС.
    2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
    3. Виды деятельности
  2. Консультации с администрацией по вопросам деятельности педагога-психолога.
  3. Информирование администрации по психологическим вопросам.
  4. Совместное планирование.

IV.3. Необходимая управленческая поддержка деятельности педагога-психолога

1. Недопущение сокращения ставок педагогов-психологов.

  1. Внесение в план детского сада диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (педагога-психолога) по реализации ФГОС.
  2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и педагога-психолога (организация и поддержка управленческими решениями работы психолого-педагогических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.)
  3. Создание кабинета психолого-педагогического сопровождения, обеспечение необходимыми материалами и оборудованием для осуществления деятельности педагога-психолога.
  4. Получение письменного согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми.
  5. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы.
  6. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога и т.д.).
  7. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.

IV. 4. Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога

  1. Обеспечение педагога-психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований в классах, работающих в условиях новых ФГОС.
  2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой педагогом-психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности.
  3. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям, которые обучаются в условиях новых ФГОС.
  4. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами.
  5. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.).
  6. Обеспечение методическими материалами для организации сотрудничества педагогов и педагога-психолога образовательной организации (консилиумов, совместных психолого-педагогических программ и проектов и т.д.).

 

Рекомендуемые периодические издания

  1. Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад».
  2. Журнал «Вестник практической психологии образования».

Рекомендуемые электронные ресурсы

http:// www.psyinfo.ru

http://www.psihologu.info

http://www.psychologos.ru

http://www.rospsy.ru

http://www.spb.samopoznanie.ru

http://www.psy.su

http://www.vashpsixolog.ru

http://www.psiholog-school.narod.ru

http://www.psyedu.ru

http://www.psycheya.ru

http://www.psy_office.ru

http://www.psychologia.edu.ru

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям при поступлении в детский сад»
В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.

Учим малыша кушать самостоятельно
Как научить ребенка есть ложкой?
Родители сами должны решать, когда вручать ребёнку столовые приборы, ориентируясь на его поведение и желание. Если кроха просит ложку, дайте ему её. Безусловно, поначалу каша будет обнаруживаться везде, но затем малыш научится направлять её строго в рот.
Важно научить ребёнка чуточку наклоняться над столом, чтобы он не смог перепачкать поверхность стола и собственную манишку.
Перед детским садом ребенок должен уметь пользоваться салфеткой. Показывайте ему пример обращения с этим гигиеническим предметом, объясняйте, что бумажные салфетки нужны для вытирания ручек и губ.
У ребёнка должны быть подходящие ему по размеру столик и стульчик, безопасные тарелки и кружки. Чашка обязательно должна иметь удобную для захвата ручку.
Чему учат в детском саду? Сервировать стол, в том числе. Привлекайте ребёнка к сервированию, показывая, как нужно расставлять приборы, укладывать салфетки.
Обязательно устраивайте семейные обеды и ужины, из которых ребенок сможет узнать, как нужно держать ложку или вилку, вытирать личико салфеткой.

Советы родителям «Как провести выходной с ребенком»

Целый день ребенок проводит в саду, где он занимается, играет, общается, а ведь для ребенка главное – это семья.
Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир. Мир, в котором он живет, действует , делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения…
Всю неделю ребенок трудился, но вот и наступил выходной день. Конечно, для ребенка важен режим дня, его соблюдение необходимо и в выходные дни. А раз важен режим, то необходима и прогулка. А как провести эту прогулку с пользой?
Раз и навсегда, уважаемые родители, решите для себя: совместный с ребенком поход — это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами.
Посмотрите вокруг глазами ребенка — сколько интересного вокруг! Заинтересовался ваш ребенок чем-то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставайтесь родителем!
В совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости. Гуляя возле водоема, реки или просто фонтана, послушайте плеск воды — шум воды успокаивает. А это особенно важно для наших детей. Любая прогулка может принести вашему ребенку очень много познавательного. Поход в лес. Что может быть чудесней… Стоит только войти в него, и сразу попадаешь в волшебный мир тишины. Предложите малышу потрогать ствол у деревьев. У одного он шершавый, у другого гладкий…Послушайте шелест листьев, пение птиц… Всё это успокаивает ребенка. Собирая листья, рассмотрите форму, сравните цвет и размер.
Речь ваша, дорогие родители, — эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям. Но выходной день на то и выходной, чтобы мама могла приготовить семейный ужин. Как провести время на кухне с пользой для вас обоих?
Одна из игр на кухне – это игра с различными крупами. Если вы хотите чем-то занять малыша, предложите ему порисовать узоры на крупе. Возьмите яркий поднос. Высыпьте крупу равномерным нетолстым слоем. Для самых маленьких лучше использовать манную крупу. При случае и попробовать не страшно. Позже можно играть с гречкой, рисом. Многие мамы знают о том, как полезно развивать мелкую моторику для рук ребенка. Но не все догадываются, что материал для развития находится совсем рядом. И не нужно ходить по дорогостоящим магазинам в поисках игрушек для развития моторики. Стоит просто заглянуть на кухню.
Игра с макаронами. Возьмите макароны с отверстием внутри, чтобы их можно было нанизывать.
Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий мир.
Песок — еще один любимый материал детворы. Собственно, все мы вышли из песочницы. Вспомните, как приятно, пропускать его шероховатые струи между пальчиками, разбрасывать, рыть ямки или насыпать холмики. Психологи утверждают, что такие игры с песком для любого ребенка очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Гиперактивным детям такие игры с водой и песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение.
Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений.
Любите своих детей, творите, играйте вместе с детьми и ваши дети это обязательно оценят.

Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста

В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т. д. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.
Для объединения детей в подгруппы на основе сходных проявлений особенностей нервной деятельности целесообразно использовать учение И. П. Павлова о четырёх типах высшей нервной деятельности, или четырёх типах темперамента:
• Сангвинический /сильный, уравновешенный, подвижный./
• Флегматический /сильный, уравновешенный, инертный./
• Холерический /сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения./
• Меланхолический /слабый тип./
При этом важно помнить “в чистом” виде темперамент обнаруживается в ранние годы, а затем под влиянием различных факторов, в том числе воспитания, поведение детей изменяется.
Мы часто упрекаем детей в невнимательности, не думая о том, что в основе этой самой “невнимательности” лежат свойства темперамента. И уж совершенно не думаем о том, что нужно не исправлять их, а учитывать их в своей педагогической деятельности.
Отдельные сведения по проблеме взаимосвязи внимания и особенностей темперамента у дошкольников можно встретить в трудах некоторых педагогов /Н.И. Красногорского, Я. Стреляу, Н.В. Симонова, П.М.Ершова/. Но более полное представление о влиянии темперамента на свойства внимания может дать лишь глубокий анализ педагогической и психологической литературы. Проведённая теоретическая и практическая работа позволила сделать определённые выводы, с которыми хотела бы вас познакомить.
У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, то есть ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться.
Для повышения сосредоточенности и устойчивости внимания в младших и средних группах мы играли в игру “Что изменилось?”, распределяли большее количество цветных полосок по цвету, считали кружки разных цветов; в старшей группе – играли в игру “Что получилось?”, раскладывали геометрические фигуры по цвету и форме.
В ходе эксперимента установлено: приступая к выполнению задания, дети-холерики отвлекаются на различные посторонние раздражители, затем их внимание – в зависимости от вида деятельности – более или менее сосредоточенным. Если задание им не интересно, /например монотонная работа/ они не будут его выполнять. Так, в играх, которые предлагались детям, их внимание было устойчивым и сосредоточенным, а задание на раскладывание цветных полосок с интересом выполняли только двое, остальные сначала отвлеклись, а потом и вовсе отказались его выполнять.
Вообще холерикам свойственно равномерное распределение внимания: например, при раскладывании кружков разного цвета на группы большинство детей отбирали сразу несколько кругов одного цвета, при этом фиксировали внимание лишь на одном свойстве, в данном случае — на определённом цвете.
С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличивается, а время необходимое на сосредоточение сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Следовательно, ребёнка холерика нельзя принуждать к чему либо, его следует убедить в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать их, недопустимы – это вызовет лишь бурный протест. Отрицательные оценки следует применять весьма осторожно – лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в её объективности.
Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависит от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чём-то одном – они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними как можно чаще следует ставить новые, по возможности всё более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Включая детей сангвиников в какую-либо активную деятельность, необходимо предупредить их, что нас интересует его мнение об этой деятельности, которое он должен будет высказать.
Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа: в ходе эксперимента все дети флегматики до конца сосредоточенно выполняли задание по раскладыванию цветных полосок. Но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребёнок не слышал или не понял речь, обращённую к нему. Кроме того флегматики испытывают определённые трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. Если холерики и сангвиники распределяли по группам цветные кружки в течение 20 – 55 секунд, то флегматики – 75 – 90 секунд. Учитывая это, каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно выясняйте, правильно ли ребёнок понял задание, дайте ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания. Тогда флегматики правильно всё сделают и доведут начатое до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.
Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенности в себе. Меланхоликам не просто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Так, если внимание у детей холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента в коллективных дидактических играх было устойчивым и сосредоточенным и они быстро находили верный ответ, то меланхолики, либо совсем не справлялись с заданием, либо зная решение, отвечали на вопрос робко и неуверенно. И наоборот: холерики, и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили её до конца.
Многое в поведении меланхоликов зависит то отношения к ним педагога, здесь не допустимы резкость, иронии, повышенный тон. Необходимо отмечать положительные черты ребёнка-меланхолика, давя ему высказаться, поощрять за инициативу.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темперамента и их на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнение детьми заданий, а также, что ещё важнее, характер взаимоотношений между педагогом и детьми.
Если вы затрудняетесь назвать тип темперамента ребёнка, то можете ответить на вопросы теста и определить тип темперамента.
ВОПРОСЫ:
1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а/ легко включается в работу;
б/ активно действует;
в/ действует спокойно, без лишних слов;
г/ действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребёнок на замечание взрослого?
а/ говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает, то же самое;
б/ не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания;
в/ выслушивает молча;
г/ молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а/ быстро с жаром, но прислушивается к высказыванию других;
б/ быстро, со страстью других не слушает;
в/ медленно, спокойно, но уверенно;
г/ с большой уверенностью.
4. Как ведёт себя в непривычной обстановке /в кабинете врача, заведующей и др. /?
а/ легко ориентируется, проявляет активность;
б/ активен, проявляет повышенную возбудимость;
в/ спокойно рассматривает окружающее;
г/ робок, растерян.
ВЫВОДЫ:
Если преобладают ответы:
• “а” — вы имеете дело с сангвиническим типом;
• “б” — с холерическим;
• “в” — с флегматически;
• « » — с меланхолическим типом темперамента.

Родителям на заметку

В 5–6 лет у ребенка стремительно формируется произвольное поведение. Окончательно оно должно сформироваться к 7 годам, когда он пойдет в школу. Это значит, что сейчас ребенок начинает осознанно выполнять требования родителей и взрослых, сам предъявляет требования к себе и другим людям, проявляет самостоятельность. Если он хочет чему-нибудь научиться, то способен заниматься интересующим его делом более, чем полчаса непрерывно.
Ребенок стремится управлять своими эмоциями

что в 5–6 лет ребенок тяжело переключается с одной работы на другую, если он сильно чем-то увлечен
В 5–6 лет ребенок стремится сдерживать эмоции или скрывать их от посторонних. Это, конечно, удается не всегда
Труднее всего ему скрывать страх. В этом возрасте появляется страх смерти. Он прибавляется к уже существующим старым страхам темноты, одиночества, замкнутого пространства и сказочных персонажей.
Ребенок знает свою половую принадлежность
С пяти лет дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят менять ее. Старайтесь сделать так, чтобы в воспитании мальчика доминировал отец, а в воспитании девочки – мать.
Помните, что роль другого пола ребенок осознает в первую очередь в семье. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а сын – общаясь с матерью.
У ребенка развитое воображение и способность к творчеству
Если к пяти годам способность к творчеству находится у детей в самом расцвете, то после пяти с половиной лет она заметно угасает. Это происходит потому, что на смену правополушарному, творческому мышлению приходит левополушарное – логическое. От вас, дорогие родители, зависит не обесценивать развитие воображения ребенка. Иначе его вытеснит логическое мышление
В первой половине дошкольного детства воображение ваших детей было другим. На него влияли события, которые переживал ребенок, например, впечатливший рассказ или кинофильм. Теперь воображение возникает благодаря новой идее. Ребенок может создать воображаемый план ее реализации.
У ребенка меняется мышление, развиваются память и речь, способность ориентироваться

родителям обращать внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш
В 5–6 лет мышление ваших детей становится наглядно-образным, логическим. Раньше оно было предметно-действенное.
Активно развивается слуховая и зрительная память, пространственно-временная ориентация. Ребенок должен знать названия дней недели, времен года, времени суток, левую и правую стороны, верх и низ
и т. д.
Словарный запас к этому возрасту в среднем – четыре тысячи слов. Сравните: у взрослых словарный запас – от трех до пяти тысяч слов. К пяти годам ребенок способен произнести правильно почти все звуки речи. Также ребенок учится слышать и различать звуки речи, связно и выразительно говорить.
Ребенку нужно развивать мелкую моторику –
движения пальцами рук
Ребенок в 5–6 лет с удовольствием рисует, лепит, делает аппликации, но мышцы руки развиты пока еще недостаточно хорошо. Поэтому дома больше занимайтесь упражнениями и играми, которые помогут развить пальцы рук.

«Коррекция психологического здоровья родителей и детей в адаптационном периоде на разных ступенях образовательного процесса»

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.
Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья.
И. В. Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.
Поступление ребенка в детский сад – это первое серьезное испытание для психики малыша и его организма в целом. Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период детства. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Адаптация в детском саду

Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло три года — значит, ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья… Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад — необходимость, он — одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

В срок так в срок… И вы, как все, отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю… Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены этим. Ваш малыш почти неузнаваем, с ним что-то происходит, словно он вдруг «развивается назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю! По любому поводу истерики, Снова могут стать мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. И… не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает к вам в глаза. Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не желает подружиться. Воспитательницы жалуются на него. Целый день сидит один, не разговаривая даже с ними, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это.

А может быть в первые дни на вашего малыша оказывали свое действие и притягательность новизны, радость общения с другими детьми? Он был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети. Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства, небольшая группа детей, с которыми он находился вместе у няни или в яслях, прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не ждали.

Почему так не мил детский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся? Ведь в конце концов не подменили же малыша! «Подменили»… «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. У него период адаптации.

Что такое адаптация?

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга — поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом «третьем состоянии» между здоровьем и болезнью. Что-то сходное испытывали вы, когда были беременны. Но постоянно находиться в «третьем состоянии» нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.

Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени — отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак, разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь… Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

И вот вы именно в то время, когда ребенок остро в вас нуждается, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз — груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это «надорвет» его. И часть детей и в самом деле «надрывается», о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.