postheadericon Страничка психолога

Таржиманова Лана Игоревна

педагог-психолог МБДОУ №3 первая квалификационная категория

Общий стаж работы — 22 года, работа в должности 7 лет.

Закончила Таврический национальный университет им. Вернадского г. Симферополь в 2006 году по специальности психолог.

мои фото

Инструктивно-методическое письмо

«О деятельности психологической службы системы образования Республики Крым

в 2016-2017 учебном году»

 

Профессиональная деятельность педагогов-психологов системы образования Республики Крым в 2016/2017 учебном году осуществляется в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1) Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);

2) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренным Советом Федерации 26 декабря 2012 года;

3) Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

4) Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

5) Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.1.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения»;

6) Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятым на Всероссийском съезде практических психологов образования 26.03.2003 г.;

7) Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010);

8) Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

9) Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;

10) Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

11) Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (ред. от 16.07.2009);

12) Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;

13) Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

14) Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

15) Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

16) Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

17) Постановление Министерства здравоохранения РФ, Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, с изменениями, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.12.2008 № 72);

18) Постановлением Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вступили в действие с 01.09.2011);

19) Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 №867 (ред. от 10 03.2009 №216) «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

20) Приказом Минобразования и науки РФ от 22.10.99 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

21) Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

22) Инструктивно-методическим письмом Минобразования и науки РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)»;

23) Письмом Министерства образования и науки РФ № 06-971 от 07.07.2006 «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

24) Письмом Минобразования РФ от 18 апреля 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

25) Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»;

26) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

27) Приказом Росрезерва от 19.12.2008 № 172 «Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений»;

28) Решением Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 № 7/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального  образования»;

29) Письмом Минобрнауки РФ от 28.12.2007 № 06-1965 «Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)»;

30) Письмом ФСЗ от 26.07.1995 № П-3-11-1450 «О Службе практической психологии образования»;

31) Письмом Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»;

32) Письмом Минобрнауки от 10 марта 2009 г. N 06-224 «О рекомендациях «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»»;

33) Письмом Минобрнауки от 27 января 2009 г. N 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».

 

В условиях модернизации образования забота о психологической безопасности, здоровье школьников,  создании комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья, комфортной по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам, становится  обязательным  целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Особую роль в проектировании и организации образовательной среды образовательной организации, оценке содержания и результатов образовательного процесса приобретает целостная система психолого-педагогического сопровождения.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС)   привело к изменению содержания и методологического основания образования, превратив его по существу в образование психолого-педагогическое. Главной  социально-психологической особенностью  ФГОС является  учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии. Стандарт требует от образовательных организаций создания условий  для индивидуального развития всех обучающихся, воспитанников, в том числе и тех, кто особенно нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная организация должна создать условия для реализации развивающего  потенциала общего образования и обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развитие  творческих способностей учащихся и научить одному из главных умений – «умению учиться самостоятельно». При этом педагог должен овладеть принципиально иными,  по сравнению с традиционными,  средствами организации образовательного процесса, повысить свою психолого-педагогическую компетентность. В связи с этим возрастает роль педагогов-психологов в оказании методической поддержки, обучении педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования ориентирован на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов общего образования. В качестве основных образовательных результатов новый стандарт выделяет следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых разрабатываются  основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Технологии формирования и измерения указанных компетенцийстановятся основным предметом деятельности педагога-психолога, которая является необходимымэлементом системы управления образовательным процессом образовательной организации.

ФГОС в качестве результата образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества и условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Решение проблем воспитания и обеспечения развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества, в значительной степени обусловлено качеством диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы педагога-психолога как основного содержания психолого-педагогического сопровождения.

В настоящее время образовательное пространство государства рассматривается как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений его граждан. Общеобразовательная школа как социальный институт функционирует не изолированно, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации как семья, религия, культура, СМИ и др. Для осуществления такого партнерства школы с институтами социализации, и прежде всего, с семьей, необходимо посредничество. Эту посредническую функцию может выполнять школьная психологическая служба.

ФГОС определяет требования к коррекционной работе в образовательной организации, затрагивающие, прежде всего, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и задающие направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в целом. Необходимо, чтобы в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса принимала участие команда специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Требования  стандарта к организации коррекционной работы предусматривают:

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

— реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Введение стандарта второго поколения требует активного участия педагога-психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы: по  формированию универсальных учебных действий (УУД),  культуры здорового и безопасного образа жизни, в составлении программы коррекционной работы.

Таким образом, в условиях достижения  обновленных целей и задач образования психолого-педагогическое сопровождение выступает как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде,  как необходимый элемент системы управления образовательным процессом образовательной организации.

 

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации могут осуществлять:

— штатные специалисты – педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед;

— служба психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят педагог-психолог (один или несколько), учитель-логопед, социальный педагог, тьютор и др.;

— узкие специалисты, имеющие соответствующее образование, привлеченные по договору (медицинские работники, юристы).

 

 

 

 

Задачи психолого-педагогического сопровождения

  1. Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  2. Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития обучающихся с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
  3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
  4. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса –педагогов, родителей, обучающихся.
  6. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
  7. Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
  8. Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
  9. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.

Основные задачи деятельности педагога-психолога

  1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
  2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
  3. Проведение диагностических исследований по программе мониторинга требований ФГОС.
  4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
  5. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.

 

Основные направления деятельности

 

I. Работа с обучающимися и ученическими коллективами

Задачи

  1. Отслеживание психического развития конкретных детей, уровня сформированности универсальных учебных действий на отдельных возрастных этапах
  2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей обучающихся в образовательном процессе.
  3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
  4. Развитие психологической компетентности учащихся.
  5. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.

Основные виды деятельности

  1. Психолого-педагогическая диагностика сформированности универсальных учебных действий, участие в мониторинге реализации ФГОС.
  2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом.
  3. Психологическое обучение и просвещение школьников.
  4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.
  5. Диспетчерская работа.

 

II. Работа с родителями

Задачи

  1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
  2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.

Виды деятельности

  1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
  2. Информирование и просвещение родителей.
  3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.

 

III. Работа с педагогическим коллективом образовательной организации

Задачи

  1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития обучающихся.
  2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных обучающихся и ученических коллективов.
  3. Участие в проектировании и анализе уроков в соответствии с требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий.
  4. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию обучающихся.
  5. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.

Виды деятельности

  1. Проектирование и анализ уроков в соответствии с требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий.
  2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов.
  3. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
  4. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными обучающимися или ученическим коллективом.
  5. Методическая поддержка работы классного руководителя с обучающимися и родителями.

IV. Работа с  администрацией

  1. Задачи
    1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой образовательной организации, концепцией развития по реализации требований ФГОС.
    2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.
    3. Виды деятельности
  2. Консультации с администрацией по вопросам деятельности педагога-психолога.
  3. Информирование администрации по психологическим вопросам.
  4. Совместное планирование.

IV.3. Необходимая управленческая поддержка деятельности педагога-психолога

1. Недопущение сокращения ставок педагогов-психологов.

  1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (педагога-психолога) по реализации ФГОС.
  2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и педагога-психолога (организация и поддержка управленческими решениями работы психолого-педагогических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.).
  3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями.
  4. Создание кабинета психолого-педагогического сопровождения, обеспечение необходимыми материалами и оборудованием для осуществления деятельности педагога-психолога.
  5. Получение письменного согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми.
  6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы.
  7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога, нейропсихолога, нарколога и т.д.).
  8. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.

IV. 4. Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога

  1. Обеспечение педагога-психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований в классах, работающих в условиях новых ФГОС.
  2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой педагогом-психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности.
  3. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям, которые обучаются в условиях новых ФГОС.
  4. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами.
  5. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.).
  6. Обеспечение методическими материалами для организации сотрудничества педагогов и педагога-психолога образовательной организации (консилиумов, совместных психолого-педагогических программ и проектов и т.д.).

 

Рекомендуемая литература

  1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (п/ред. М.Р. Битяновой). 2-е изд. – СПб: Питер, 2011 г. — 304 с.
  2. Микляева А. В. Я — подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии.– СПб: Речь, 2010 г. – 120 с.
  3. Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс»: Диагностическая и коррекционная работа. – СПб: Речь, 2006 г. – 320 с.
  4. Основы организации деятельности практического психолога образования / Е. Н. Азлецкая – Краснодар, 2008. – 230 с.
  5. Потапчук А. А. Диагностика развития ребенка. Шкалы и тесты для оценки уровня здоровья детей и подростков.– СПб: Речь, 2007 г. – 154 с.
  6. Психология современного подростка/ Д. И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 2008 г.
  7. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб: Питер, 2008 г. – 464 с.
  8. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. — М, 2010.
  9. Фурманов И. А.Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция.– СПб: Речь, 2009 г. – 480 с.
  10. Шевченко М. Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» — СПб : Речь, 2010 г. – 168 с.

 

Рекомендуемые периодические издания

  1. Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа».
  2. Журнал «Вестник практической психологии образования».
  3. Журнал «Образование в документах».
  4. Журнал «Школьный психолог».
  5. Газета «Школьный психолог».

 

Рекомендуемые электронные ресурсы

http:// www.psyinfo.ru

http://www.psihologu.info

http://www.psychologos.ru

http://www.rospsy.ru

http://www.spb.samopoznanie.ru

http://www.psy.su

http:// www.flogiston.ru

http://www.vashpsixolog.ru

http://www.psiholog-school.narod.ru

http://www.psyedu.ru

http://www.psycheya.ru

http://www.psy_office.ru

http://www.psychologia.edu.ru

 

 

 

                                                                                     Ижецкая М.Е., Нагребецкая С.Г.,

                                                                                                     методисты УМК психологической службы

 

Адаптация в детском саду

Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло три года — значит, ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья… Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад — необходимость, он — одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

В срок так в срок… И вы, как все, отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю… Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены этим. Ваш малыш почти неузнаваем, с ним что-то происходит, словно он вдруг «развивается назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю! По любому поводу истерики, Снова могут стать мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. И… не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает к вам в глаза. Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не желает подружиться. Воспитательницы жалуются на него. Целый день сидит один, не разговаривая даже с ними, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это.

А может быть в первые дни на вашего малыша оказывали свое действие и притягательность новизны, радость общения с другими детьми? Он был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети. Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства, небольшая группа детей, с которыми он находился вместе у няни или в яслях, прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не ждали.

Почему так не мил детский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся? Ведь в конце концов не подменили же малыша! «Подменили»… «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. У него период адаптации.

Что такое адаптация?

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга — поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом «третьем состоянии» между здоровьем и болезнью. Что-то сходное испытывали вы, когда были беременны. Но постоянно находиться в «третьем состоянии» нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.

Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени — отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак, разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь… Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

И вот вы именно в то время, когда ребенок остро в вас нуждается, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз — груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это «надорвет» его. И часть детей и в самом деле «надрывается», о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.