postheadericon Страничка учителя-дефектолога Таржимановой Ланы Игоревны

Таржиманова Лана Игоревна
стаж работы 10 лет

Особенности деятельности дефектолога в детском саду .

Некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду . Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими отклонения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Памятка по развитию зрительно – моторной координации у старших дошкольников.

Одним из средств развития зрительно — моторной координации являются упражнения для укрепления работы мышц глаз у детей.

Сюда входят упражнения в виде разнообразных движений глаз: это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.

После выполнения этих упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. В основе положительного эффекта лежат межфункциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга. Мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаз, требуют особой тренировки и коррекции. Начинать надо с небольшого массажа рук. Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения желательно проводить по 3 — 5 минуты, 4-5 раз в день.

Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания, точечный массаж. Ребенок быстро усваивает этот массаж и через некоторое время выполняет его самостоятельно. После массажа можно приступать к выполнению гимнастики для мелкой мускулатуры пальцев. Гимнастика может быть:

· без речевого сопровождения;

· с речевым сопровождением.

Развитию зрительно – моторной координации способствуют графо – моторные игры и упражнения:

· «Дорисуй круги на картинках»;

· «Обведи фигурки точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги»;

· «По морям, по волнам»;

· «Машина на дороге» Цель: развивать зрительно – моторную координацию, закреплять умение вести линию, не касаясь заданных краёв. Ход: Помоги машине доехать до гаража, линию веди точно по центру дороги, чтобы не было аварии.;

· «Дети заблудились»; Цель: учить детей работать одновременно двумя руками, вести линии в разных направлениях, не касаясь заданных краёв; развивать внимание, точность, мелкую моторику. Ход: Маша и Петя заблудились, помоги им выйти из леса и добраться каждому в свой дом. Петю веди в правую сторону, а Машу – в левую сторону. Но вести их нужно одновременно двумя карандашами. До краёв дороги касаться нельзя!

· «Листья». Цель: продолжать учить детей находить нужные предметы среди изображений, наложенных друг на друга; обводить предметы точно по контуру, закрашивать их не выходя за края; развивать графо-моторные навыки. Ход: Раскрась кленовый лист красным карандашом, березовый желтым, а рябиновый лист обвести по контору зеленым карандашом:

Для развития зрительно – моторной координации эффективно использовать настольные игры: «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд»; «Хоккей», «Настольный теннис». Игры на прослеживание движения объектов (на развитие глазодвигательной функции)

· «Прокати шар в ворота»;

· «Попади в цель»;

· «Позвони в колокольчик»;

· «Набрось кольцо»;

· «Поймай мяч»;

· «Проследи за движением флажка (фонарика, султанчика)»;

· «Лабиринты».

Таким образом, развитие навыков зрительно-моторной координации важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.

Игра, как основной вид учебной деятельности у детей с ОВЗ

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности. В игровой деятельности — уже хорошо освоенной дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других. Включение игровых приемов в систему работы с дошкольниками обуславливают необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих воспитанников с ОВЗ отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно психической сферы. Одной из трудностей, с которой сталкиваются эти особые дети, является трудность усвоения любого образовательного материала, что приводит к снижению интереса к учебе. Поэтому особое значение приобретает вопрос о формировании познавательного интереса, активного деятельностного отношения к образовательному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок воспитанников.

Подборка игр на развитие основных психомоторных функций, способствует развитию мышлению, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Игра «Заяц — непоседа»

Цель: закрепить знания о расположении предметов в пространстве; понимание и употребление простых предлогов в, на, под, за.

Материал: две игрушки зайца, игровая мебель (полка, стол, стул).

Ход игры:

а) Два зайца, Ваш и ребенка, прыгают. Ребенок повторяет действия за Вами.

б) Вы говорите, куда запрыгнул заяц — вверх, вниз, а ребенок выполняет действие.

в) Действие наоборот: «А сейчас заяц прыгает сам, а ты скажешь, куда он запрыгнул».

г) Предложите спрятать зайца за шкаф, в шкаф, посадить на стол, стул, под стул и т. д.

Игра «Веселые ладошки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры:

Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько предметов находится на столе;

Взрослый медленно ритмично хлопает в ладоши — ребенок должен воспроизвести количество хлопков.

Примечание: сначала количество предметов и хлопков не должен превышать 3. Со временем количество и темп хлопков увеличивается.

Работа в песочнице Упражнение «Запутать охотника по следам».

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

 «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

 «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

 «Ползут змейки» — ребёнок расслабленными/напряжёнными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

 «Бегут жучки-паучки» — ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Чего не стало?»

     Ребёнку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернётся, один из предметов убирают или переставляют. От ребёнка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

Развиваем у детей оптимизм и мотивацию

В дошкольном возрасте дети не понимают сами, что такое оптимизм и мотивация, это присуще каждому человеку от рождения, то есть те качества, которые помогают детям учиться и развиваться,  как родители могут воспитывать и развивать их у своих детей.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, на каком основании:

  • Годовалый малыш верит в то, что если он будет продолжать издавать звуки, родители, в конце концов, поймут, что он пытается им сообщить?
  • Трехлетний ребенок считает, что если он будет продолжать писать каракули, когда-нибудь люди поймут, что именно он хочет написать?
  • Четырехлетний ребенок знает, что если он будет долго рассматривать слова на странице, то в один прекрасный день научится читать?

Такое поведение объясняется понятием «инстинктивного оптимизма», одним из двух ранних важнейших факторов, способствующих успешному обучению ребенка. Со своим врожденным оптимизмом малыш способен сохранять уверенность в том, что, независимо от сложности проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, настойчивость в конечном итоге поможет ему добиться успеха. Инстинктивный оптимизм – это качество, которое на генетическом уровне развито у людей и является двигателем, ежедневно побуждающим детей искать понимание и осваивать окружающий мир. Все дети приходят в мир с инстинктивным оптимизмом в той или иной степени в зависимости от их темперамента.

Детская любознательность, движимая инстинктивным оптимизмом, – это лучшее вознаграждение или подкрепление, необходимое им для вовлечения в новый вид деятельности. Такое внутреннее стремление известно как внутренняя мотивация – второй важнейший фактор успешного обучения. Маленькие дети занимаются какой-либо деятельностью не потому, что они мотивированы со стороны, а потому, что просто получают удовольствие от своих занятий.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗИТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЮ ОБЩАТЬСЯ

Развитие умения общаться детей

1. Стройте отношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.

2. Контролируйте поведение ребёнка, соблюдая правила в семье.

3. Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку.

4. Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».

5. Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

7. Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными.

8. Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

9. Уделяйте ребенку достаточно внимания. Проводите досуг всей семьей.

10. Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

11. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.

12. Снижайте влияние отвлекающих факторов вовремя выполнения ребенком задания.

13. Избегайте по возможности больших скоплений людей.

 14. Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Развитие позитивных навыков в поведении детей

1. Не прибегайте к физическому наказанию. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определенном месте после совершения поступка.

2. Чаще хвалите ребенка.

3. Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.

4. Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

5. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.

6. Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

7. Не давайте одновременно несколько указаний.

9. Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.

Занимательная Математика для дошколят

Как научить ребенка считать и любить математику? Что можно сделать для того, чтобы облегчить процесс познания мира математики? Это не так уж и сложно, как может показаться. Надо лишь методически заниматься этим и создавать малышу все условия.

Прежде чем Вы начнете заниматься со своим малышом, прочтите несколько советов:

  • Маленький ребёнок не может длительное время сохранять одну и ту же позу, выполнять одно и тоже действие. Поэтому не надо сердиться, если Ваш малыш будет отвлекаться, сползать со стула на пол или вдруг задаст вопрос совершенно «из другой оперы».
  • Если Вы в своих занятиях будете использовать какой-то наглядный материал — карточки, картинки, игрушки, то познакомьте ребёнка со всем этим заранее. Это делается для того, чтобы во время занятия малыш не отвлекался от учёбы на разглядывание новых для него вещей.
  • Скорее всего Вы будете заниматься с малышом по какой-нибудь книге. Не старайтесь «пройти» её побыстрее и обязательно время от времени возвращайтесь к пройденному. Память малышей ещё очень не устойчива.
  • Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому используйте побольше игр, считалок и стишков.
  • Для занятий Вам потребуется счётный материал. В качестве такового можно использовать крупные пуговицы, игрушки из Киндерсюрприза, детали от Лего. Также понадобятся карточки с картинками. Для этого можно использовать наклейки.

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?

«Я считаю» (После прочтения стихотворения предложите ребенку выложить фигурки, похожие на животных или любые геометрические фигуры, затем сосчитать, сколько всего животных живет в зоопарке)

Все, что вижу во дворе я,
Все, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз,
Это-раз.
Чистит перышки сова,
Это — два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой — черепаха.
Серый волк улегся спать,
Это-пять.
Попугай в листве густой,
Он — шестой.
Вот лосенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять — это бегемот.
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать —
Надо снова начинать!

Мозаика из пуговиц — развивающая игра для детей

В 6 лет у детей происходит иннервация (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой). Становятся чувствительными верхние фаланги пальцев (подушечки).

Почему пуговицы?

Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета. Занятия с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики.
Вы можете купить такие пуговицы в любом магазине, а для первых занятий использовать запасы в вашем доме. Наверняка ваш шкафы хранят одежду, которую вы не носите. Спорите с нее пуговицы и можете приступать к занятиям.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  •  “Разложи картинки” (учить учитывать последовательность событий).
  • Оканчивание слов” (учить заканчивать слово по начальному слогу).
  • “Найди лишний предмет”, “Найди в ряду лишнюю фигуру” (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • “Творческий подход” (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • “Антонимы” (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: “тяжелый — легкий”, “сильный -слабый”, “легкий — тяжелый и др.).
  • “Уникуб”, “Лото”. “Домино”, пазлы, конструкторы.
  • Загадки.

Чего не хватает?

Цель: развитие способности детей на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Описание задания:учитель-дефектолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какой предмет должен быть в пустой клеточке”.

Сыщик

Цель: способствует развитию умения декодировать информацию.

Дидактический материал: Схема с изображением кабинета психолога. На схеме отмечен стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван. Крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания: Психолог говорит ребенку: “ На листочке нарисован план этого кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул. Этот прямоугольник — диван. Это — дверь. Это-шкаф. Это-окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти эту игрушку”.

Сравнение предметов

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

Описание задания: Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов:

1. Муха и бабочка.

2. Стол и стул.

3. Книга и тетрадь.

4. Вода и молоко.

5. Собака и белка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Нужно задать ребенку вопросы: “Ты видел бабочку? А муху?” После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: “Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем отличаются друг от друга?”

Четвертый лишний

Цель: развитие умения детей классифицировать предметы по существенным признакам.

Дидактический материал:5 карточек. На каждой карточке изображены

четыре предмета. Три предмета связаны между собой каким — либо общим признаком, а четвертый предмет — лишний.

Варианты карточек:

1. Сапог, тарелка, тапок, ботинок.

2. Вилка, тарелка, яблоко, кастрюля.

3. Яблоко, глуша, виноград, огурец.

4. Помидор, морковь, машина, картофель.

5. Шапка, машина, самолет, поезд.

Описание задания:Ребенку поочередно показывается каждая карточка. Психолог говорит: “Посмотри на эти предметы. Их — четыре. Три предмета -как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее. А четвертый предмет — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет. Если ребенок затрудняется, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

Четвертый лишний 2

Цель: развитие умения детей классифицировать предметы по существенным признакам.

Дидактический материал: 5 карточек. На каждой карточке изображены четыре предмета. Три предмета связаны между собой каким — либо общим признаком, а четвертый предмет — лишний.

Варианты карточек:

1. Огурец, капуста, пирожок, свекла.

2. Ручка, пенал, карандаш, фломастер.

3. Тетрадь, журнал, книга, газета.

4. Мальчик, девочка, мужчина, дедушка.

5. Лампа, свеча, торшер, фонарик.

Описание задания: Ребенку поочередно показывается каждая карточка. Психолог говорит: “ Посмотри на эти предметы. Их — четыре. Три предмета — как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее. А четвертый предмет — лишний. Назови и покажи липший предмет.

Сложи узор

Цель: развитию у детей способности к анализу и самоанализу, умению решать нестандартные задачи, расширению интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: Кубики Б. П. Никитина “Сложи узор”.

Описание задания:Ребенку предлагаются поочередно три первых картинки с нарисованными на них узором. Ребенок должен из кубиков выложить точно такой же узор.

Найди лишнее слово

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание задания:Ребенку читают серию слов, состоящую из четырех слов. Три слова — однородные, объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Варианты серии слов:

1. Храбрый, злой, смелый, отважный.

2. Яблоко, слива, огурец, груша.

3. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

4. Платье, свитер, шапка, рубашка.

5. Береза, дуб, сосна, земляника.

6. Мыло, мочалка, шампунь, веник.

Тонет — не тонет

Цель: на развитие способности выделять свойства предметов; развитие логического мышления.

Дидактический материал: Таз с водой. Пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный шарик и металлический шарик; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан.

Описание задания:Ребенку показывают пустой флакон и флакон, заполненный песком и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он “утонул”, потому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и металлический шарики и спрашивают: “Какой шарик тяжелее, а какой легче?”, “Какой шарик утонет, а какой — нет?”. Ребенок опускает шарики в воду. Тот же опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. Затем, ребенок, не беря в руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, а что тяжелее; какой предмет утонет, а какой — нет. Предметы опускаются в воду.

Угадай предмет

Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

Описание задания: дефектолог поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого предмета, изображенного на картинке. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это – теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того, как все картинки будут проанализированы, психолог забирает картинки себе. Затем он достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на этой картинке (ребенок картинку не видит). Ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

Мячик

Цель: развитию аналитического мышления.

Дидактический материал: мяч.

Описание задания:психолог говорит ребенку: “Ты будешь бросать мне мяч и называть любое слово, я должна бросить мяч тебе обратно и назвать слово, которое подходит к названному тобой слову”, например: тучка — дождик, хлеб — нож, конура- собака, варенье — банка и т.д.”.

Мостик

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Дидактический материал: 5 пар картинок. 1 пара: лес, гриб. 2 пара: книга, мальчик; 3 пара: ваза, цветы; 4 пара: плита, кастрюля; 5 пара: пуговица, иголка.

Описание задания: дефектолог показывает первую пару картинок и говорит, что эти две картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое бы, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками “лес” и “гриб” мостиком может быть слово “растет” (гриб растет в лесу и т.д.).

Аналогии

Цель: развитию аналитического мышления.

Дидактический материал: мяч.

Описание задания:психолог говорит ребенку: “Сегодня я буду бросать тебе мяч и называть любое слово, а ты должен бросить мяч мне обратно и назвать слово, которое подходит к названному мною слову.