postheadericon Учитель-логопед Куртеева Наталья Дмитриевна

Куртеева Наталья Дмитриевна

Учитель-логопед высшей категории

Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу — для усвоения школьной программы.

Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.
Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.
Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.
Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.
В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.
Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.
Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.

Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения,
но при условии выполнения логопедических правил
и систематических занятий

Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:
• родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
• просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
• посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
• в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
• использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.

ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ ПРАВИЛЬНО

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

Развиваем мелкую моторику

Уже давно доказано, что ребёнок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывает огромные трудности при овладении речью, причём не только звукопроизношением, но и лексико-грамматической, фонетической, смысловой стороной речи. А в последствии и при обучении в школе.
Конечно, существуют специальные упражнения для развития мелкой моторики, но и обычные повседневные дела тоже помогут вашему ребёнку.

Хорошо, если он научится завязывать шнурки на ботинках, застёгивать и расстёгивать пуговицы. Всё это делает пальчики более ловкими.

Ребёнку наверняка понравится игра «тень на стене». Но сначала сами попробуйте сложить пальцы так, чтобы на стене появилась фигура, а потом предложите сделать это своему малышу.

В качестве самых простых развивающих игр можно использовать цветные палочки. Из них детям можно предложить выкладывать разнообразные фигурки и композиции. Постепенно условия игры следует усложнять. Допустим, сначала попросить ребёнка сложить фигурку, используя пальцы обеих рук, потом – пальцы только левой руки, затем – только правой, лишь указательный и средний пальцы одной руки и так далее.

Можно предложить своему ребёнку перелить воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.

Можно посоревноваться, кто быстрее перенесёт стакан воды на расстояние 10 – 20 метров.

Как организовать занятия с ребенком дома:

1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий тербуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

3. Необходимо приучить ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщить ребенку о том, какие он будет выполнять завтра.

5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий. Чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развития речи.

6. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, уметь преодолевать трудности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

«ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ МНЕ СКАЗАТЬ?»

 

Впервые в жизни ваш ребенок выразился «внятно», соединив два слова в коротенькое предложение. Не за горой перемены: скоро он обрушит на вас целый поток разнообразных высказываний и, наконец, станет полноправным участником всех разговоров. Как сделать общение с ним не только приятным, но и полезным для его языкового развития?

 

Совет 1

Для начала попробуйте дополнять и «расширять» высказывания малыша.

Например, он обратил ваше внимание на мяч: «Мячик». Скажите ему: «Этот мячик круглый » или «Этот мячик красный», «Мячик покатился» и т.п. в зависимости от ситуации. Запомните, что «расширяя» высказывания малыша, нужно добавлять не более 1-2 слов, иначе ему будет трудно сконцентрировать внимание. Специалисты утверждают, что дети, матери которых использовали этот простой приём, раньше начинают говорить полными правильными предложениями.

Совет 2

Ясность и законченность нашей речи придают союзы и предлоги, однако, обычное произношение часто «съедает» эти маленькие слова, и ребенок долго может не слышать их или произносить с ошибками (например, путать «из» и «без»). Постарайтесь в разговоре обратить внимание малыша на эти слова. Произнося союз или предлог, выделите его голосом, а после, например, сделайте «загадочную» паузу: «Алеше сидит ….. стуле» можно даже объяснить значение некоторых предлогов простыми жестами, например, рукой показать «на стул», «под столом» и т.д.

Совет 3

На первых порах ошибки в речи малыша – явление неизбежное. Однако, исправляя их, старайтесь не переусердствовать в своей борьбе за чистоту языка. Не требуйте от ребенка исправляться немедленно, «здесь и сейчас». Во-первых, дети этого возраста славятся упрямством, и вы рискуете в тридцатый раз услышать: «Нет, я брызгнул!» — вместо «брызнул». Во-вторых, что гораздо важнее, ваша категоричность может вызвать у ребенка напряжение и нервозность, чреватые серьезными речевыми нарушениями, например, заиканием. Итак, никогда не требуйте: «А теперь скажи правильно!!» довольствуйтесь тем, что малыш услышал, как правильно произносить слово.

Совет 4

Когда ребенок очень взволнован или возбужден, его речь может быть сбивчивой, с паузами и перерывами, которые внешне выглядят, как заикание. Специалисты знают, что такое «ложное заикание» бывает практически у всех детей младшего возраста, и беспокоиться тут не о чем. Проблемы могут вызвать лишь в том случае, если родители вместе того, чтобы успокоить сына или дочку и снять напряжение, будут бесцеремонно поторапливать.

Помните, что моменты вынужденных задержек речи – тяжелое испытание для малыша, для его, не окрепшей еще уверенности в своей способности высказываться. Поэтому слушайте терпеливо и заинтересованно, без какого-либо проявления нетерпения и недовольства и тем более без фраз типа: «Ну, говори!», «И что же было дальше?». Чтобы заполнить паузу, делайте замечания и комментарии, относящиеся к делу. Отлично подойдут для этой цели и вопросы, ведь с их помощью вы можете «положить на язык» ребенку те слова, которые он тщательно пытается подобрать. Спрашивайте, например: «Он был большой, да?», «И все побежали?», «И в той машине был человек?».

Совет 5

Знаете ли вы, что переход к речи связан  для ребенка с переходом к «взрослой» системе запоминания? Эта система сильно отличается от тех способов запоминания, которыми пользуются маленькие дети. Вы поможете малышу быстрее её освоить, если в разговорах с ним будете придерживаться принципа «все по порядку». Вспоминая с ребенком о том, что ему говорилось, что делал, старайтесь выстроить события в их последовательности: что было сначала, что потом, что в конце. Если вы просите малыша что-то сделать, разбейте просьбу на части: «сначала вымой руки, потом сядь за стол и возьми печенье». Не упускайте случая обобщить или классифицировать: «Зайка и мишка – это звери, а ворона и петух — птички».

Совет 6

Что бы развить память ребенка на слова, используйте так называемые «поручения» — А сейчас подойди к бабушке и скажи: «Я хочу молока» Постепенно вы можете превратить их в длинные послания — А сейчас подойди к папе и скажи, что это полотенце нужно повесить сушиться, потому что оно мокрое». Обычно дети относятся к таким «поручениям» с энтузиазмом и стараются повторить слово в слово.

Совет 7

А вот как можно учить с ребенком в обычном разговоре новым словам и фразам. Сразу же после того. Как вы произнесли что-то незнакомое, задайте малышу простой вопрос, чтобы он мог сразу повторить услышанное. Например, вы хотите, что бы ребенок запомнил оборот «мне кажется». Скажите ему в подходящей ситуации: «Мне кажется, что это яблоко очень кислое. А тебе как кажется?» Делайте так много раз.

Совет 8

Никогда не отвлекайте малыша от его занятий и не заставляйте перейти к чему-то другому, не объяснив сначала хорошенько, что ему сейчас нужно будет сделать. Дети живут настоящим, им трудно вообразить себе даже самое близкое будущее, каким бы интересным оно ни представлялось, и поэтому они всегда нуждаются в словесном описании того, что должно произойти. Например, если ребенок занят игрушками, а вы решили отвести его в ванную, сначала опешите ему подробно, что он будет делать: как он приготовит чистую пижаму и снимет одежду, как возьмет с собой уточку и рыбку, как вы позволите ему отвернуть кран, чтобы набрать в ванну воды и т. п. Возможно. Что в этом случае дело обойдется без протестов с его стороны.

Совет 9

Чтобы повысить самооценку малыша и прибавить ему уверенности в себе (качества, немаловажное для языкового развития), обязательно проявляйте интерес к его индивидуальности. Никогда не забывайте отметить его «авторство»: «Вчера ты сказал, что …..», «Алеша сказал, что …», «Это Алеша придумал!» старайтесь больше говорить о чувствах ребенка, его оценках и впечатлениях. Покажите, что вам интересно понять их причины: «Ты потому рассердился, что он взял машину?», «Интересно, почему же тебе не нравятся эти ботинки?» и т.п.

Пусть осознание собственного «Я» придет к нему вместе с умением свободно и красиво говорить: и то, и другое поможет ему в жизни и карьере, не так ли?

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО РЕЖИМА ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЁНКА

(Памятка родителям)

Правильно организованный домаш­ний режим — тот благоприятный фон, на котором устранение заикания даст наи­больший эффект. Под режимом надо понимать весь образ жизни ребёнка: организованные виды деятельности, от­дых, сон, питание, быт. Всё должно спо­собствовать тому, чтобы оздоровить и укрепить его нервную систему.

В систему воспитания заикающегося ребёнка входит создание спокойной, до­брожелательной обстановки, предполага­ющей атмосферу взаимного уважения, доверия и любви в семье. Семейные взаи­моотношения в значительной мере влия­ют на речь ребёнка, её улучшение или ухудшение. Недомолвки, ссоры, скандалы в семье создают напряжённую обстановку в доме, и ребенок, как барометр, чутко реагирует на это. Он глубоко переживает семейный разлад, часто плачет, нервнича­ет, постоянно находится в напряжённом состоянии, и, конечно, на этом фоне ухудшается его речь. При такой ситуации специальные занятия, безусловно, никако­го результата не дадут.

Хочется дать несколько практи­ческих советов родителям. Ребёнок никогда не должен присутствовать при «взрослых» разговорах. Отношение к малышу должно быть ровным со сторо­ны отца, матери и других членов семьи. Родители должны быть очень последо­вательны в своих требованиях. Запре­тив, например, ему смотреть вечерние телевизионные передачи для взрослых, они никогда не должны отступать от этого правила. Только тогда их требо­вания не будут вызывать у ребёнка протеста.

Заикающийся не должен чувствовать себя в семье ни ущербным, ни привиле­гированным, т.е. нельзя заласкивать его, потакать капризам и ограждать от труд­ностей, но и нельзя также подчёркивать перед всеми его неполноценность, на­казывать физически. И то и другое может отрицательно сказаться на формирова­нии его характера.

Следует относиться к заикающемуся ребёнку, как к здоровому. Родители не должны показывать своего волнения малышу, если он говорит заикаясь. Слово «заикание» вообще не должно произно­ситься в доме. Тем более недопустимо передразнивать заикающегося и демон­стрировать его запинки. Ни в коем случае в присутствии товарищей нельзя делать замечания и поправлять ребёнка, если он говорит с запинками. Замечания подоб­ного рода ранят его самолюбие и отдаля­ют от родителей. Конечно, это не значит, что вообще не надо поправлять ребёнка, если он не следит за своей речью. Но делать это нужно предельно тактично, неназойливо, чтобы не вызывать раз­дражения и озлобленности, и лучше всего наедине.

Требуя от ребёнка неторопливой речи, взрослые в первую очередь должны сле­дить за собой: говорить надо спокойно и обязательно в умеренном темпе. Ведь отвечать неторопливо на быструю речь, которой часто грешат сами родители, ребенку очень трудно. Не следует фикси­ровать внимание на плохой речи, но каждый, даже самый малый, речевой успех надо всячески поощрять, чтобы внушить малышу уверенность в том, что он может говорить хорошо.

Сложнее обстоит дело в семьях, где заикается и ребёнок, и кто-то из роди­телей. Что тут можно посоветовать? Ре­комендовано родителям самим пройти курс специальных занятий, игр. Это полезно вдвойне, так как, владея речевы­ми навыками, они смогут более эффек­тивно помочь своему ребёнку избавить­ся от заикания.

Зачастую взрослые неправильно ведут себя при возникновении у ребенка за­пинок судорожного характера. Одни просят замолчать, другие требуют «пра­вильной» речи. Рекомендуется доброже­лательно и внимательно выслушивать ребёнка, стараясь начать или договорить вместе с ним фразу. Весь тон общения должен быть постоянно ровным, добро­желательным. Маме и папе необходимо учитывать интересы ребёнка, его тревоги и страхи. Например, дети при засыпании нередко просят не гасить свет, не остав­лять их одних. Надо прислушаться к этим просьбам, успокоить малыша, посидеть с ним рядом, пока он не заснёт. Важно помнить, что насмешливое, неуважитель­ное отношение к ребёнку способствует развитию у него чувства собственной неполноценности, тревожной мнитель­ности, общей неудовлетворённости.

Слишком строгая авторитарная систе­ма воспитания, запугивание, побои, из­лишняя требовательность отрицательно сказываются на воспитании заикающего­ся ребёнка. Но и повышенная тревож­ность за состояние его здоровья, подавле­ние самостоятельности, стремление ма­тери, бабушки сделать всё за внука, от­сутствие каких-либо требований, связан­ных с соблюдением дисциплины, также отрицательно влияют на формирование личности.

Без продуманного и чётко составлен­ного распорядка в выходные дни здесь не обойтись. Но, как правило, проку от этого нет, так как мало составить распоря­док дня, надо неукоснительно выполнять его. Только тогда у ребёнка на всё будет хватать времени. Кроме того, точное выполнение режима дня приучит его правильно распределять и ценить время, будет воспитывать в нём волевые каче­ства, которые так необходимы в работе по преодолению заикания.

При составлении режима дня:

Необходимо выделить специальные часы на выполнение заданий специали­ста и самостоятельных речевых занятий. Желательно, чтобы ребёнок ежедневно занимался не менее двух часов, но не подряд, а в два-три приёма и без при­нуждения.

Есть ребёнок должен регулярно, в одно и то же время. Ужин ему следует давать не перед самым сном, а хотя бы за час. Надо строго придерживаться всех рекомендаций врача, касающихся пра­вильного питания. В пище не должно быть острого, солёного, кислого, пряного, горького, шоколада, кофе, какао. Всё это должно заменяйся, так как возбуждающе действует на нервную систему.

Обязательно нужно, чтобы ребенок ежедневно гулял. Пребывание на воздухе необходимо для хорошего самочувствия и правильного физического развития.

Очень важным элементом в распорядке дня является сон, который должен продолжаться не менее 9-10 час. Кроме того, дошкольникам очень полезен дневной сон. Следует приучить ребенка ложиться всегда в одни и те же часы. Чтобы он спая спокойно, надо исключать перед сном всё возбуждающее: подвижные игры, чтение детективной и приключенческой литературы, рассказывание страшных историй и сказок, и, конечно, телевизионные пе] дачи, просмотр которых вообще нужно  сократить до минимума.

Телепередачи, особенно не соответствующие детскому возрасту, приносят много вреда, являются большой нагрузкой на нервную систему. Очень правильно поступают те родители, которые: заранее знакомятся с телевизионной программой на неделю и выделяют 1-2 (не больше!) передачи, в основном субботние или воскресные, которые может посмотреть их сын или дочь.

Необходимо приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним песни.  И это должно создавать покой.

Во многих семьях существует традиция: мы — в гости, гости—к нам. Так взрослые большие застолья — не для детей, по возможности ограничьте их.

Очень важно в воскресные и праздничные дни не перегружать ребёнка впечатлениями. Часто приходится сталкиваться с тем, что дети в течение одна дня бывают на 2-3 ёлках, родители умудряются отвести их ещё и в театр кино и т.д. Или, наоборот, просмотрят 2-3 дневных сеанса, а затем сходят театр, на ёлку, в гости. Такое обилие впечатлений приносит прямой вред, так как ребёнок не в состоянии «переварить увиденное. Он перевозбуждается, утомляется. В итоге приходит в дошкольное учреждение не отдохнувшим, а ещё более утомлённым.

В выходные дни нужно увеличить время пребывания на свежем воздухе Однако не следует впадать в другую крайность — разрешать ребенку гулять утра до вечера. Всё хорошо в меру. Это относится и к спорту. При заикании спортом заниматься можно и нужно, » далеко не всяким. Категорически запрещаются неритмичные виды спорта, связанные с большим мышечным напряжением. Рекомендуются художественная гимнастика, плавание, лыжи, коньки. Можно привлекать детей к танцам, но спокойным. Эти виды спорта координируют движения и упорядочивают дыхание. Однако, занимаясь любым из эти видов спорта, от участия в соревнованиях нужно отказаться, так как любое соревнование связано с эмоциональным возбуждением и вызывает большое напряжение нервной системы, что при за­икании как раз недопустимо. Необходимо  ввести в режим дня ежедневною физиче­скую зарядку.

Хотелось бы также предостеречь родителей от модного увлечения наших
дней — дополнительных нагрузок в до­школьном учреждении (различные
кружки), что, очевидно, идет от желания видеть своего ребёнка всесторонне
развитым. Если речь ребёнка нормали­зовалась, опасения, что останется

заика­ние на всю жизнь, позади, то при на­грузках всё может возобновиться. Вряд ли при этом ребёнок станет хорошим спортсменом, знатоком иностранного языка или музыкантом. Желая, чтобы он правильно говорил, к перечисленному выше родители добавляют ещё и занятия у учителя-дефектолога. Даже для детей с нормальной речью такая нагрузка может
оказаться непосильной и станет первым шагом на пути к заиканию. Если же ребёнок уже страдает заиканием, то это недопустимо.         Прежде всего, родители должны ре­шить, что в настоящее время важнее для малыша. И если они пришли к выводу, что главное — здоровая речь, значит, нужно отказаться от всех дополнительных нагрузок, так как логопедические занятия
уже являются большой нагрузкой. Итак, непродуманный режим дня, не­регулярные питание и сон, неправильное обращение взрослых с ребёнком, не­здоровая семейная обстановка, несерьёз­ное отношение к специальным занятиям препятствуют устранению заикания.

В первые 10-12 дней игр-занятий проводится «режим молчания». Быт ре­бёнка должен организовываться таким образом, чтобы свести его речь к мини­муму. Трудно сделать так, чтобы он во­обще не разговаривал. Не надо понимать «режим молчания» буквально, как пол­ную немоту в течение всего этого срока. Не произойдёт ничего страшного, если ребёнок произнесёт в день несколько слов, фраз, практически ему необходи­мых. Но всё же его речь необходимо всячески ограничивать. Чтобы ему это было не в тягость, можно внести элемен­ты игры. Например, устроить соревно­вание: кто первый не выдержит молчания и заговорит, тот проиграл очко. Каждый вечер подсчитываются очки и объявля­ется победитель. Можно попробовать объясняться друг с другом жестами. Дети обычно охотно поддерживают эту идею.

Обычно курс занятий в группе начи­нается с усвоения дошкольниками рече­вых правил. Эти правила должны хорошо знать и родители.

Задания для домашнего закрепления

1.Для развития мышления

  1. Игра «Живое- неживое»

Взрослый называет любой предмет, ребенок определяет- живой этот предмет или нет. Если предмет живой – ребенок хлопает в ладоши.

  1. Игра «Что у нас над головой?»

Перечислить как можно больше предметов, находящихся вверху, над головой – это потолок, небо, солнце, люстра, … и т.д.

Продолжите:….

  1. Игра «Что у нас под ногами?»

Перечислить как можно больше предметов, находящихся у нас внизу, под ногами, — это пол, земля, трава, палас, … и т.д.

  1. Игра «Что бывает зеленое?»

Перечислить как можно больше предметов, имеющих зеленый цвет, — это трава, платье, ковер, яблоко, … и т.д.

Продолжите:…

  1. Игра «Что бывает колючее?»

Перечислить как можно больше предметов, , колючих на ощупь, — это ежик, кактус, елка, … и т.д.

Продолжите…

  1. Игра «Что бывает сладкое?»

Перечислить как можно больше предметов, имеющих сладкий вкус, — это яблоко, торт, конфета, …и т.д.

Продолжите…

  1. Игра «Что бывает на букву М ?

Перечислить как можно больше предметов, название которых начинается на звуки М, М/, — это мороженое, мама, Москва, мишка, …и т.д.

Продолжите…

2.Для развития словаря

  1. Придумать как можно больше прилагательных. Продолжите:

Елка (какая?) – зеленая, …

  1. Придумать как можно больше прилагательных. Продолжите:

Яблоко (какое?) – красное, …

  1. Придумать как можно больше прилагательных. Продолжите:

Дом  (какой?) – деревянный, …

  1. Придумать как можно больше прилагательных. Продолжите:

Мяч  (какой?) – резиновый, …

  1. Соединить стрелочкой существительные из первого столбика с подходящими по смыслу прилагательными из второго столбика.

Придумать одно распространенное  предложение с любой парой слов:

Змея

Петух

Щенок

Зебра

Ежик

Козел

Слон

Бородатый

Ядовитая

Полосатая

Колючий

Задиристый

Верный

Огромный

  1. Игра «Назови ласково»

Добавить имя, называя мальчика или девочку ласково:

Маша – Машенька

Саша –

Паша –

Гоша –

Ксюша –

Андрей –

Кирилл —

Лена –

Таня –

Оля –

Коля –

Дима –

Галя –

Сережа –

Лариса –

Ира —

Женя —

Придумать одно распространенное  предложение с любой парой слов.

  1. Игра « Один – много»

Добавить слово, обозначающее несколько предметов:

Стол – столы

Книга –

Лампа –

Рука –

Дерево –

Кошка –

Дом –

Дверь –

Река –

Белка –

Кровать –

Глаз –

  1. Игра «Большой – маленький»

Добавить слово, обозначающее предмет маленьких размеров:

Книга – книжка

Мяч –

Река –

Кресло –

Цветок –

  1. Игра «Один – пять – много»

3.Тематические упражнения

«Домашние животные»

  1. Игра «Кто это?» Добавить существительное к каждому глаголу.

Мяукает –

Лает –

Квакает –

Пищит –

Гогочет –

Кудахчет –

Кукарекает –

Мычит –

Блеет –

Крякает –

Придумать одно распространенное  предложение с любой парой слов.

  1. Игра «Кто как поет?»

Кошка –

Собака –

Лягушка –

Мышка –

Гусь –

Курица –

Петух –

Корова –

Овца –

Утка –

Придумать одно распространенное  предложение с любой парой слов.

  1. Игра «Кто детеныш?»

У коровы –

У свиньи –

У овцы –

У лошади –

У кошки –

У собаки –

У козы –

У индюшки –

У курицы –

У утки –

У гусыни –

  1. Придумать клички домашним животным:

Собака

Кошка

Свинья

Коза

Лошадь

Корова

Придумать одно распространенное  предложение с любой парой слов.

«Инструменты»

  1. Ответь на вопрос полным предложением и покажи действие жестами:
    • Чем копают?
    • Чем пилят?
    • Чем строгают?
    • Чем стригут?
    • Чем чистят зубы?
    • Чем режут?
    • Чем пришивают пуговицу?
    • Чем рисуют?
    • Чем пишут?
    • Чем едят суп?
    • Чем едят салат?
    • Чем поливают?
    • Чем протирают пыль?

«Профессии»

  1. Игра «Кто что делает?»
  • Повар –
  • Учитель –
  • Врач –
  • Певец –
  • Художник –
  • Дворник –
  • Сторож –
  • Артист –
  • Шофер –
  • Летчик –
  • Строитель –
  • Швея –
  • Продавец —

Придумать одно распространенное  предложение с любым из придуманных слов.

 

«Овощи, фрукты»

  1. Игра «Из чего сварить суп?» Продолжить ряд перечислений.

Суп мы сварим из капусты,…

  1. Игра «Из чего сварить компот?» Продолжить ряд перечислений.

Компот мы сварим из малины,…

  1. Игра «Сок какой?»

из вишни –

из апельсина –

из яблока –

из ананаса –

из смородины –

из абрикоса –

из свеклы –

из моркови –

из арбуза –

из груши –

из персика —

из сливы –

из алычи –

из айвы –

Придумать одно распространенное предложение с любой парой слов.

4.Упражнения на развитие звукового анализа

 

  1. Найди то, что написано до черты и подчеркни.

Нда

Бла

Кнуд

  1. Придумать слова со звуком Ш в начале, середине и конце слова.

Ш….                                    …Ш…..                                  ……Ш

Придумать одно распространенное  предложение с любым из придуманных слов.

5.Упражнения на развитие слоговой структуры слова

  1. Повторять слоги:

ША- ША –ША

ША-ША-ШУ

ША-ШУ-ШИ

АШ-АШ-ЯШ

АШ-УШ –ИШ

УША-ИША-ЕША

  1. Договорить последнее слово:
  2. Договорит до целого слова:

Баб –

Дед –

Шуб –

Шап –

Веет –

Пол –

Лож –

Нож –

Юб –

Ска –

Пу –

Две-

Ре –

Клее –

Пти –

Кни –

Ни-

Придумать одно распространенное  предложение с любым из  слов.