postheadericon Учитель-логопед Куртеева Наталья Дмитриевна

 

Куртеева Наталья Дмитриевна

Учитель-логопед высшей категории

Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу — для усвоения школьной программы.

Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.
Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.
Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.
Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.
В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.
Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.
Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.

Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения,
но при условии выполнения логопедических правил
и систематических занятий

Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:
• родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
• просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
• посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
• в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
• использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.

ВО СКОЛЬКО ЛЕТ ЛУЧШЕ ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ

 

 

 

 

Если ребенок не произносит к 3 годам большинство
звуков (более 10 — 15).

Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки:
[С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

Если ребенок к 5 годам не произносит звуки:
[Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

Если у Вашего ребенка ДЦП
(детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

Если у Вашего ребенка расщелина губы — неба –
в любом возрасте.

Если у Вас нарушение звукопроизношения,
Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.

Если у Ваших родственников случился инсульт
или произошла черепно-мозговая травма,
то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как
только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ ПРАВИЛЬНО

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

Развиваем мелкую моторику

Уже давно доказано, что ребёнок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывает огромные трудности при овладении речью, причём не только звукопроизношением, но и лексико-грамматической, фонетической, смысловой стороной речи. А в последствии и при обучении в школе.
Конечно, существуют специальные упражнения для развития мелкой моторики, но и обычные повседневные дела тоже помогут вашему ребёнку.

Хорошо, если он научится завязывать шнурки на ботинках, застёгивать и расстёгивать пуговицы. Всё это делает пальчики более ловкими.

Ребёнку наверняка понравится игра «тень на стене». Но сначала сами попробуйте сложить пальцы так, чтобы на стене появилась фигура, а потом предложите сделать это своему малышу.

В качестве самых простых развивающих игр можно использовать цветные палочки. Из них детям можно предложить выкладывать разнообразные фигурки и композиции. Постепенно условия игры следует усложнять. Допустим, сначала попросить ребёнка сложить фигурку, используя пальцы обеих рук, потом – пальцы только левой руки, затем – только правой, лишь указательный и средний пальцы одной руки и так далее.

Можно предложить своему ребёнку перелить воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.

Можно посоревноваться, кто быстрее перенесёт стакан воды на расстояние 10 – 20 метров.

Как организовать занятия с ребенком дома:

1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий тербуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

3. Необходимо приучить ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщить ребенку о том, какие он будет выполнять завтра.

5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий. Чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развития речи.

6. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, уметь преодолевать трудности.